09/11/22

«Человек это биоробот»: что не так с теорией геноцентризма

В XX веке на стыке биологии и социологии появилась новая научная теория — геноцентризм. Ее сторонники называют главной действующей силой естественного отбора не вид, а ген. А альтруизм, утверждают они, обусловлен не симпатией и сочувствием одного человека к другому, а исключительно корыстными мотивами.

Новый взгляд на эволюцию

Геноцентристы отвергают традиционное представление об эволюции как процессе развития особей и популяций живых существ. Сторонники этой теории смотрят глубже и делают акцент на способности генов копироваться. Аллели (разные формы одного гена), которые копируются лучше остальных, выигрывают в гонке естественного отбора и вытесняют своих менее «удачливых» конкурентов.

Развитие жизни на Земле геноцентристы рассматривают как борьбу генов, а не их носителей. К примеру, человек в силу естественных процессов рано или поздно умрет, однако копии «сидевшего» в нем гена будут продолжать жить в других организмах и пытаться увеличить число своих «сородичей» в других живых существах.

Корыстный альтруизм

Особое значение в теории геноцентризма имеет феномен альтруизма. Великие умы прошлого видели его корни в морально-нравственной плоскости, искреннем и бескорыстном желании отдельного индивида помочь другому, а также в симпатии, сочувствии и милосердии.

Геноцентристы переворачивают представление об альтруизме с ног на голову и считают его первопричиной корысть и жажду получить выгоду от других. Один из основоположников геноцентризма, американский социобиолог Роберт Триверс, утверждал, что один организм действует во благо другого лишь в ожидании будущей «отдачи».

По мнению ученого, индивид не будет жертвовать собой ради других, если не хочет получить ответной выгоды. Иными словами, у каждого акта альтруизма есть своя цена, а добрые поступки и помощь другим — не что иное, как своеобразная «инвестиция» в ожидании «процентов».

Эгоистичные гены

Идеи Триверса и его сторонников во второй половине XX века развил британский ученый Ричард Докинз. В 1976 году он опубликовал свой главный и самый популярный труд — книгу «Эгоистичный ген». В научном мире она произвела эффект разорвавшейся бомбы. Исследователь проделал огромную работу, систематизировал наработки других геноцентристов и на основании математических расчетов подтвердил теории своих предшественников.

Смысл жизни любого существа — распространить свои гены, утверждает Докинз. Ради этой конечной цели человек заботится о близких, выстраивает социальные связи.

«Биороботы» для генов

Докинз рассматривает эволюцию как процесс копирования молекул. Однако создать полную реплику получалось не всегда, не обходилось без ошибок.

В итоге одни молекулы оказались приспособлены к окружающей среде лучше, другие — хуже. Выживали лишь самокопирующиеся молекулы, построившие вокруг себя надежную защитную оболочку.

Миллионы лет они собирались в колонии, образовывали ДНК, а затем создали вокруг себя «биороботов», способных обеспечить им комфортное существование и помочь распространиться. Так появились живые организмы — носители генов.

В теории геноцентристов человек является биологическим роботом, управляемым набором генов и действующим по их командам. Сравнить это можно с водителем, управляющим автомобилем.

Альтруизм к другим людям обусловлен корыстными целями генов — сохранением и приумножением себе подобных. Взгляд на человека как на «машину выживания» для генов, по мнению Докинза и его сторонников, позволяет лучше понять и объяснить его поведение.

Опасный подход

Критики Докинза и его единомышленников отказываются считать гены главным звеном эволюции. По мнению американского биолога Стивена Гулда, гены не выживают в одиночку и вынуждены действовать в едином организме вместе с другими молекулами. Ученый обвинил геноцентристов в искажении логики дарвинизма.

Нередко критики касаются и морально-нравственной стороны вопроса. В теории геноцентристов человек предстает расчетливым и меркантильным существом. Эгоизм объявляется главным инструментом выживания, а искренность и бескорыстное самопожертвование — уделом слабых, недостойных существовать с точки зрения естественного отбора. Такой взгляд на мир, уверены противники геноцентристов, противоречит принципам гуманизма и может привести к крайне негативным последствиям для человечества.