«Чтение мускулов»: какие на самом деле «сверхспособности» были у Вольфа Мессинга

Вольфа Мессинга афиши рекламировали как эстрадного артиста-иллюзиониста. Он выступал на сцене с фокусами по чтению мыслей. О нем писали удивительные вещи, но насколько они достоверны?

Мальчик из еврейской семьи

Точно известно, что Вольф Григорьевич Мессинг (так он был записан в советском паспорте) родился 10 сентября 1899 года в еврейском местечке Гора-Калевария близ Варшавы (территория бывшей Российской империи). После окончания местной школы - хедера - его отправили в учебное заведение, готовившее духовных служителей, - иешибот. Но вскоре мальчик оттуда сбежал.
В России он оказался в 1939 году, после того как все его родные погибли в Майданеке. Во время своих выступлений Мессинг выполнял различные задания публики: находил спрятанные предметы, производил по воле зрителей те или иные действия, описывал внешность незнакомых ему людей и т.д.

«Чтение мускулов»

Что же стояло за «чудесами» Мессинга на самом деле? В своих прижизненных интервью он рассказывал, что в юности выступал в бродячих цирках, участвуя в номерах иллюзионистов. Затем освоил так называемую «эстрадную телепатию». «Это не чтение мыслей, а, если так можно выразиться, «чтение мускулов», - рассказывал он. - Когда человек напряженно думает о чем-либо, клетки головного мозга передают импульсы всем мышцам организма. Их движения, незаметные простому глазу, мною легко воспринимаются. Я часто выполняю мысленные задания без
непосредственного контакта с индуктором. Здесь указателем мне может служить частота дыхания индуктора, биение его пульса, тембр голоса, характер походки».

Факты и вымысел

В 1965 году журнал «Наука и религия» опубликовал мемуары Мессинга. Позднее проверка наиболее сенсационных фактов показала их недостоверность.
Так, Мессинг утверждал, что в 1915 году в Вене встретился с Эйнштейном у него на квартире. Но выяснилось, что у Эйнштейна никогда не было квартиры в Вене. Кроме того, с 1913-го по 1925 год ученый вообще не бывал в этом городе.
Еще одним утверждением Мессинга было то, что после оккупации Польши он, выступая в одном из варшавских театров, предсказал Гитлеру крах, если тот повернет на Восток. После чего его голову оккупационные власти оценили в 200 000 марок. Провидец пытался скрываться, но его арестовали. Тогда силой внушения Мессинг заставил всех полицейских участка, где его держали, собраться у себя в камере, а сам выскочил в коридор и запер дверь снаружи.

Тем не менее никаких доказательств этому нет. В источниках времен фашистской оккупации Польши нет ни одного слова об артисте Мессинге.
Если верить воспоминаниям Мессинга, его вывезли из Варшавы на телеге под сеном и помогли добраться до границы, откуда он бежал в Россию.
Там он устроился в бригаду брестских актеров, с которыми колесил по всей Белоруссии. Однажды в Гомеле двое незнакомцев отвезли в номер гостиницы, где он встретился со Сталиным. Тот расспросил его о Польше, о Пилсудском, а вскоре дал задание: получить 100 000 рублей в банке по чистой бумажке. Пришлось внушить кассиру, что тот видит чек на 100 тысяч, но когда опыт был закончен и кассир увидел перед собой чистый листок вместо чека, у него случился инфаркт. Другое задание заключалось в том, что Мессинг должен был пройти в кабинет самого Берии без пропуска, минуя охрану. Он выполнил это без труда.
Никаких свидетельств личных встреч Мессинга со Сталиным и Берией и истории с получением 100 000 тоже найдено не было.

Также Мессинг якобы расследовал множество преступлений. Так, однажды он отыскал пропавшие драгоценности графа Чарторыйского. В другой раз к нему обратился лавочник, у которого украли все его сбережения. Придя к нему домой, Мессинг тут же понял, что деньги взял брат лавочника, спрятав их в кушетке. Он не выдал виновника, но велел ему вернуть похищенное.
Когда подняли архивы полиции, прокуратуры, никаких сведений об указанных преступлениях и участии Мессинга в их раскрытии не оказалось.
Есть версия, что мемуары Мессинга, издававшиеся под названием «Я – телепат», были на самом деле написаны известным журналистом Михаилом Хвастуновым, заведовавшим отделом науки «Комсомольской правды». То, что многие изложенные в книге факты вымышлены, подтверждали люди из окружения Мессинга и Хвастунова. Просто нужно было придумать для иллюзиониста красивую легенду. А обладал ли Мессинг на самом деле какими-то необычными способностями или только мог показывать трюки на сцене, – это тайна, которую он, по-видимому, навсегда унес с собой в могилу.