15/03/19

Что будет, если Европа остановит «Северный поток-2»

То ли по случайности, то ли по закономерности, но чем ближе к завершению «Северный поток-2», тем сильнее различные силы на Западе стремятся его остановить. Особые старания для этого прилагают США. Американский конгресс в декабре 2018 года даже принял резолюцию о противодействии его строительству, а дипломаты разного уровня постоянно угрожают участникам проекта санкциями.

Есть противники газопровода и в Старом Свете: Европарламент также принимал документ, аналогичный американскому, а на днях одобрил резолюцию, в которой и вовсе призвал свернуть работы.

Польза очевидна

Главные аргументы противников «Северного потока-2» сводятся к нескольким пунктам. Во-первых, как сказано в тексте резолюции Европарламента, проект «может усилить зависимость Евросоюза от поставок российского газа, а также угрожает внутреннему рынку ЕС». Во-вторых, указывается, что газопровод, идущий в обход Украины и других восточноевропейских стран, лишит последних дохода от транзита, что негативно скажется на их экономиках.

Расширение «Северного потока», не раз подчёркивали в Кремле в ответ, связано в первую очередь с желанием диверсифицировать поставки газа в Европу. Отказываться от транзита через Украину Москва не намерена, хотя и будет при определении объёма транспортировки руководствоваться спросом и выдвинутыми украинской стороной условиями. Не исключено даже, что в перспективе могут быть загружены все мощности. Ведь поставки «Газпрома» в Европу стабильно растут – в 2018-м по сравнению с предыдущим годом они увеличились на 6,2 процента.

Есть у России и другие причины настаивать на строительстве газопровода. Так, транзит энергоресурсов по дну Балтийского моря напрямую потребителям в Европе обеспечит стабильность поставок и независимость от «хотелок» Киева. К тому же наличие альтернативного маршрута позволяет уйти от проблемы необходимости капитального ремонта украинской газотранспортной системы (ГТС).

Во всём этом должны быть заинтересованы и европейцы, которые, помимо прочего, смогут рассчитывать на постоянные поставки газа по выгодной цене. Однако политическая глупость, конечно, может перечеркнуть все радужные перспективы.

А что если?

Отказ от «Северного потока-2» актуализирует сразу несколько взаимосвязанных проблем. Кто и за чей счёт будет заниматься ремонтом украинской ГТС? Смогут ли Россия и Украина договориться о новом соглашении по транзиту газа? Готовы ли европейские страны по политическим мотивам переплачивать за энергоресурсы? Не обернётся ли избавление от «зависимости» от российского газа реальной зависимостью – от американского СПГ?

Первые и самые очевидные потери понесут нефтегазовые компании, участвующее в проекте. Кроме «Газпрома» это французская Engie, англо-голландская Royal Dutch Shell, немецкие Uniper и Wintershall, а также австрийская OMV. Каждая европейская компания вложила в строительство по 950 миллионов евро – всего 4,75 миллиарда. Ещё столько же могут потерять на выплату неустойки российской монополии.

Но всё это лишь вершина айсберга, поскольку в долгосрочной перспективе, по прогнозам Оксфордского института энергетических исследований, спрос на газ в Европе будет оставаться стабильно высоким. К 2023 году , уверены эксперты, он составит около 537,2 миллиарда кубометров, при этом собственная добыча в Старом Свете будет снижаться – примерно на 44 миллиарда кубометров за четыре года. Это значит, что зависимость европейских стран в импорте газа будет расти, но вот покрыть её без мощностей «Северного потока-2» будет проблематично.

Американские компании с радостью заменят российский природный газ своим сжиженным. Однако платить за него придётся больше. Арифметика здесь простая. По итогам первых девяти месяцев 2018 года средняя цена экспорта газа «Газпромом» составила 235 тысяч долларов за тысячу кубических метров. Такое же количество СПГ обойдётся уже почти в 300 тысяч долларов и выше, ведь потребителям придётся заплатить также за фрахт судна (надбавка 40 долларов за тысячу кубометров), транспортировку (около 15 процентов от стоимости) и сжижение (порядка 90 долларов за тысячу кубометров). То есть за 55 миллиардов кубометров газа в год, на которые рассчитан «Северный поток-2», европейцам придётся переплатить более трёх миллиардов долларов.

С другой стороны, чтобы не тратить лишние деньги на покупку СПГ, европейские страны могли бы предложить Москве активизировать поставки газа через Украину. Но и тут есть нюансы. По данным аудиторской компании Mott MacDonald, только для капитального ремонта участков украинской ГТС, требующих срочных вложений, понадобится 4,8 миллиарда долларов. Полный ремонт системы и вовсе оценивается в шесть-девять миллиардов. У Киева таких денег нет, а если бы и были, то он бы направил их на финансирование дефицита госбюджета, как это было с доходами от транзита, а не на обслуживание труб и компрессорных станций.

К тому же в 2019 году заканчивается срок действия контракта между Россией и Украиной на транзит газа. Подписание нового договора столкнулось с пока что непреодолимыми трудностями. Украинский «Нафтогаз» выдвигает «Газпрому» сразу несколько условий: обеспечить объём транзита, гарантирующий рентабельность ГТС, и выплатить 2,5 миллиарда долларов по вердикту Стокгольмского арбитража. Российская естественная монополия, в свою очередь, обвиняет украинских коллег в нарушении контрактного правила «бери или плати» и требует погасить долг за газ, который поставлялся с момента начала судебных разбирательств.

Несмотря на вмешательство европейских государств, противоречия между сторонами разрешить пока не удалось. Если новый договор так и не будет подписан, а «Северный поток-2» не заработает, как планируется, в конце 2019 года, у России хватит мощности для поставки в Старый Свет только 88 миллиардов кубометров газа в год – по газопроводам «Северный поток» и «Ямал-Европа». При этом в 2018 году в Европу было поставлено 200 миллиардов кубометров российского газа.

Для России сокращение поставок в Европу большой потерей не станет. Как ранее заявлял президент Владимир Путин, страна быстро сможет переориентироваться на другие рынки: «Кто-нибудь да купит. Если нет, то будем искать другие рынки, ничего страшного. Может, израильтяне купят и будут продавать этот газ в Польше».

А вот для Старого Света снижение может оказаться критическим: заместить такое количество ресурсов в сжатые сроки не удастся, а газа в хранилищах может попросту не хватить, особенно если погода, как назло, окажется холодной.

Поэтому Европе стоит дважды подумать перед тем, как чинить препятствия «Северному потоку-2». К счастью, резолюция Европарламента, призывающая прекратить строительство газопровода, не обязательна к исполнению, а Германия и Франция ранее согласовали поправки в газовую директиву, благодаря которым Еврокомиссия не сможет повлиять на проект.