10/07/18

Что плохого сделал Борис Джонсон России

Без нескольких дней два года проработал Борис Джонсон в должности главы британского министерства иностранных дел. Он подал в отставку 9 июля после обострившегося конфликта между консерваторами по поводу Brexit.

На своём посту – как и до этого в течение восьми лет в качестве мэра Лондона – политик отметился резкими, порой некорректными высказываниями в адрес отдельных лидеров и даже целых стран и выходками, совсем неподобающими для деятеля такого уровня. Досталось от него и России.

Ругает – значит, любит

Борис Джонсон не без основания обладает имиджем одного из самых скандальных и эксцентричных политиков современности. Назвать Африку пятном на карте? Обозвать Хиллари Клинтон «медсестрой-садисткой из психиатрической больницы»? Всё это для него никогда не было проблемой. Как после очередного неэтичного словца признался сам Джонсон, ему впору составлять «личный маршрут поездки за прощениями».

Удивительно, но во всём, что касается России, эпатаж (если так можно назвать нападки экс-главы МИД Великобритании) всегда соседствовал у Бориса Джонсона с, пожалуй, искренней симпатией. Он мог сравнить российского президента Владимира Путина с Добби из «Гарри Поттера» и назвать себя «убеждённым русофилом», приглашать на русском языке всех желающих посетить ярмарку на Трафальгарской площади и сравнивать Россию со Спартой – древнегреческим государством, славящимся своими суровыми нравами. Наконец, одновременно ценить и критиковать действия Москвы в Сирии.

В Кремле на такие «переобувания», по сути, смотрели сквозь пальцы. Естественно, выговаривая Борису Джонсону за его самые непрофессиональные высказывания. Однако факт остаётся фактом – строить диалог с таким главой МИД было максимально проблематично. Не говоря уже о негативном влиянии на имидж страны.

Не ходите англичане в Чечню гулять

Одной из последних гадостей Бориса Джонсона на посту главы Форин-офиса по отношению к России стало сравнение чемпионата мира по футболу 2018 года с Олимпиадой в нацистской Германии. А спустя какое-то время британский МИД опубликовал справочник для болельщиков, собирающихся в нашу страну на футбольное первенство, где их постарались напугать возможными беспорядками и конфликтами с россиянами. Ко всему прочему британским фанатам не советовали ехать в Чечню (где, к слову, нападающий «Ливерпуля» и сборной Египта Мохамед Салах был встречен максимально радушно), не мешать пиво с водкой и не садиться в автомобиль к незнакомцам.

Возможно, именно из-за сложившегося негативного фона на чемпионат мира в Россию изначально приехало лишь около 10 тысяч болельщиков из Великобритании, хотя сборная Англии участие в соревновании принимала. Лишь после того, как их национальная команда стала успешно проходить вверх по турнирной сетке, а угрозы дипломатов не подтвердились, англичане начали скупать билеты до Москвы.

Возможно, если бы не страшилки, то гостей ЧМ-2018 из Соединённого Королевства могло бы быть с самого начала куда больше.

«Новичок» в политике

Не сказать, что деятельность Бориса Джонсона во главе министерства была выдающейся. Напротив, как и ожидалось, его бесцеремонность в высказываниях так и не позволила наладить отношения даже с главными союзниками.

Вместе с тем его работа была достаточно результативной, хоть её итог и разнился с ожиданиями. Изначально Джонсон считался сторонником восстановления отношений с Россией. Однако в последствии его проект по нормализации диалога был провален, и Лондон взял курс на конфронтацию с Москвой. Подходящим поводом для этого стала Сирия.

Так, осенью 2016 года во время операции в Алеппо глава МИД Великобритании призвал пикетировать российской посольство – у стен диппредставительства была проведена акция протеста. Весной 2017 Джонсон обвинил Россию в том, что та покрывает режим Башара Асада, якобы ответственный за химатаку в Идлибе, - по базе сирийских войск был нанесён авиаудар. Вторая такая атака будет совершена через год – уже не только силами США, но и Великобритании с Францией.

В тот момент, отмечали журналисты и политики, планета оказалась максимально близка к началу новой мировой войны. Однако это не мешало Джонсону рассуждать о перспективах смещения Асада и говорить о возможности следующих ударов.

Новый повод развить русофобские настроения Великобритания получила после отравления в городе Солсбери бывшего полковника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии предположительно нервно-паралитическим газом типа «Новичок». Несмотря на отсутствие внятных доказательств того, что Россия причастна к инциденту, Борису Джонсону удалось убедить европейские страны в виновности Москвы. Благодаря его усилиям британская версия произошедшего была поддержана не только на словах, но и на деле – вслед за Лондоном российских дипломатов в разном количестве выслали 27 европейских стран.

Brexit и неопределённое будущее

Наконец, нельзя забывать, что Борис Джонсон – один из главных идеологов выхода Великобритании из Европейского союза. Именно его жёсткость в данном вопросе и стала причиной ухода с поста главы британского МИД. И сейчас эксперты не исключают, что он попытается на фоне слабеющих позиций действующего премьера Терезы Мэй занять её место. Если ему это удастся, то, вероятно, стоит ожидать активизации процесса Brexit.

Это, впрочем, не может не тревожить Москву. В 2016 году, когда евроскептики победили на референдуме о выходе Великобритании из ЕС, многие называли Россию главным бенефициаром прошедшего голосования. Однако на деле вышло иначе. Кремлю, вопреки ожиданиям, пришлось столкнуться с растущим негативом в отношениях с Лондоном и дестабилизирующим для экономики эффектом от Brexit. А сейчас для России устойчивость в международных отношениях и на мировых рынках куда важнее, чем разобщение Европы.