В советское время бои под Ленинградом толковались однозначно: Гитлер рвался захватить ненавистный ему Ленинград любой ценой, но Красная Армия под руководством генерала Жукова остановила фашистов у самых стен города на Неве.
Сейчас мы уже знаем, что ещё в июле 1941 года Гитлер принял решение не штурмовать Ленинград, а лишь взять его в кольцо. Знаем, что Жуков прибыл на Ленинградский фронт, когда уже все главные события свершились и ему оставалось лишь продолжать то, что решили предпринять до него.
Однако Гитлер хоть и отменил штурм, он вовсе не оставил намерения город занять. Командующий группой армий «Север» Вильгельм фон Лееб тоже не исключал, что его войска Ленинград возьмут, если появится такая возможность. Что самое страшное, такие возможности действительно были.
Несостоявшийся прорыв в августе
9-го августа 1941 года части 41 моторизованного корпуса вермахта прорвали советскую оборону на Лужском рубеже, и уже 16-го августа взяли Волосово. Возможность продолжать наступление в сторону Ленинграда у немцев была, а каких-то реальных советских сил на этом направлении не наблюдалось. Но немецкие танки остановились и повернули на юг. Почему? Во-первых, столь глубокий прорыв, с открытыми флангами (с севера находились войска советской 8-й армии) был слишком опасным предприятием. Во-вторых, и это главное, немецкое командование приняло решение сначала окружить Лужскую группировку советских войск. Поэтому танковым дивизиям была поставлена задача перерезать дорогу Луга — Красногвардейск. При этом, вопреки советскому описанию, Красногвардейск (Гатчину) немцы в августе даже не пытались штурмовать.
Поворот танковых дивизий — это была первая, и, возможно, главная ошибка немецкого командования.
У стен Ленинграда
Последнее наступление на Ленинград началось 8-го сентября. Немцам удалось прорвать укрепления Красногвардейского УРа, но, по мнению Вячеслава Мосунова (изложенного в работе «Что спасло Ленинград»), им пришлось слишком долго преодолевать оборону, особенно в районе Русско-Высоцкое, где они потеряли три дня. За это время советские войска организовали оборону на Пулковских высотах, на преодоление которой сил у 18-й армии вермахта уже не было.
Однако опасность для Ленинграда в тот момент была, и была серьёзная.
Войска 18-й армии должны были выйти на линию окружения Колпино-Ижора-Скворицы-Ропша-Петергоф. Позже линия сдвинулась до Пушкина, Пулково и Урицка. Взяв Красное Село и Красногвардейск дивизии 41-го моторизованного корпуса сосредоточились на ударах в направлении Пулково и Пушкина. Пехотные дивизии 18-й армии наступали в направлении Стрельны и далее на Петергоф, с целью выхода к берегу Финского залива. То есть, непосредственно на Ленинград почти никто не двигался.
Лишь части 58-й пехотной дивизии наступали в направлении Урицка. Причём наступали не очень активно, учитывая, что сопротивляться в тот момент их продвижению было фактически некому. Советские историки описывали штурм Урицка, как атаки множества танков, но ничего этого как раз и не было.
А вот если бы немецкое командование 12-13-го сентября двинуло на Урицк 41-й моторизованный корпус, то остановить его было некому. Хватило бы у немцев сил, чтобы захватить город, сказать нельзя, но то, что немецкие танки сходу дошли бы до Кировского завода и Нарвских ворот, сомневаться не приходится.
Но 36-я моторизованная дивизия сосредоточилась на безуспешных попытках взять Пулковские высоты, что было совершенно правильно для окружения города.
Пушки Балтийского флота
Вопрос о роли артиллерии Балтийского флота, пожалуй, самый сложный. В советское время упоминать о том, что корабельные и береговые орудия могли сыграть решающую роль в Битве за Ленинград было не принято. Тем более Жуков, который по советской версии спас город, с флотом имел отношения плохие.
В постсоветское время об артиллерии флота вспомнили. Правда, один из наиболее авторитетных специалистов — Вячеслав Мосунов, считает, что роль флота преувеличена. И действительно, как пишет автор, артиллерия флота не поддержала сухопутные войска в боях за Стрельну и Петергоф.
Однако, как показывают оперативные сводки Балтийского флота, и в самые решающие дни 10-13 сентября, и позже, корабельная артиллерия обстреливала немецкие войска, находившиеся на южном берегу Финского залива.
Согласно сводке от 12-го сентября линкор «Марат», эсминец «Опытный», крейсеры «Петропавловск» и «Максим Горький» вели огонь по районам Красное Село, Кипень, Глинка (это у Пулково) и Ям-Ижора, то есть там, где шло наиболее активное наступление немцев.
О неприятностях, доставленных советской корабельной артиллерией упоминает в своих дневниках и командующий группой армией «Север» (Вильгельм фон Лееб «Дневниковые заметки и оценки обстановки в ходе двух мировых войн»).
Нет сомнения и в том, что артиллерия флота играла ключевую роль в боях в районе Урицка. Вся территория в этих местах была буквально перепахана тяжелыми снарядами, целые деревни уничтожены. Даже ландшафт изменился местами, настолько мощным был огонь.
Если бы не отбили Тихвин
Про операцию под Тихвином в советское время писали много, как про одно из первых советских удачных наступлений. Главное, как считалось, немцам не удалось соединиться с финнами и взять Ленинград в полное кольцо. Но редко кто задумывался о том, соединятся ли немецкие войска с финскими или нет, уже не имело значения. На это обращает внимание в своей работе «Когда началась Блокада?», Олег Красильников.
8-го ноября 1941 года войска 16-й армии вермахта взяли Тихвин. Так была перерезана единственная железнодорожная ветка, по которой грузы шли в Ленинград. Про Дорогу Жизни знают все, но ведь до берега Ладожского озера грузы надо было ещё как-то доставить. И доставляли их только через Тихвин, других дорог не было.
Пока немцы месяц удерживали Тихвин — было самое страшное время Блокады. Именно тогда иждивенцам выдавали по 125 граммов хлеба. И эти граммы стоили невероятных усилий шоферов, которые вели автомобили в обход Тихвина. Дорог не было, машины шли по гатям, проложенным среди непролазных болот. Проехать 40 километров за день считалось большой удачей, а ведь объездной маршрут составлял 308 км. Да и много ли увезёшь в грузовиках, которых к тому же не хватало.
Удар дивизий 54-й армии не только смог освободить Тихвин, но и вынудил немецкие войска окончательно перейти к обороне.
Ленинграду ещё предстояли страшные годы блокады, но у него уже появился шанс выстоять. И он выстоял.
Ответ на вопрос содержится у Лиддел Гарта всего в одной фразе:
«Однако после крупных первоначальных успехов, достигнутыx таким путём, немцы постепенно утратили это преимущество, так как затруднялись определить, в каком направлении лучше всего развивать свой успех. Гитлер и командование немецкой армии с самого начала планирования военных действий против России имели различные взгляды на войну и никогда не могли соответствующим образом их согласовать.»
Проще говоря — задача победить Россию имеет такое множество неизвестных, что нерешаема в принципе не только средним полководческим умом, но даже и умом выше среднего.
Кирилл, ну опять я с Вами несогласен! Поясняю.
«Последнее наступление на Ленинград началось 8-го сентября. Немцам удалось прорвать укрепления Красногвардейского УРа»
Опаньки! А то, что в эти же дни немцами была взята Мга и Шлиссельбург, это, по-Вашему, ничего не значит?
Собственно, потеря Мги уже означала потерю реального снабжения Ленинграда по железной дороге. Ладно, наладили снабжение судами по Ладоге. Ленинградцы, собственно, особых изменений и не увидели.
Но только все события, решавшие судьбы ленинградцев, происходили далеко от города, временами аж за Волховом. А никак не у Урицка.
Потому что немцы танками продавили вдоль Волхова 4-ю армию, носившей звание отдельной. То есть ни в какой фронт она не входила. Фронтовых резервов у нее не было,
«Про операцию под Тихвином в советское время писали много, как про одно из первых советских удачных наступлений. Главное, как считалось, немцам не удалось соединиться с финнами и взять Ленинград в полное кольцо. Но редко кто задумывался о том, соединятся ли немецкие войска с финскими или нет, уже не имело значения.»
Ну, типа, немцы продавили 54 армию через Волхов до Тихвина — по-Вашему, это не имело значения? В России дороги как бы не везде, и снабжение Ленинграда через Ладогу при этом закончилось.
И началось после того, как фрицев опять быбили до Волхова, и даже где-то чуть дальше. По ледовой Дороге Жизни.
Ваш Олег Красильников — полный идиот? Не надо ему уподобляться!
«8-го ноября 1941 года войска 16-й армии вермахта взяли Тихвин. Так была перерезана единственная железнодорожная ветка, по которой грузы шли в Ленинград. Про Дорогу Жизни знают все, но ведь до берега Ладожского озера грузы надо было ещё как-то доставить. И доставляли их только через Тихвин, других дорог не было»
Опаньки! Вы хоть представляете насыщенность даже теперешней России железными дорогами? Немцы взяли Мгу — и это почти что задница.Немцы дошли до Волхова — капец снабжению по железке из Новой Ладоги до Олонца. Да, через Тихвин там тоже что-то такое есть… Вы видели эти провинциальные одноколейные железки, в реале? На которых даже на редких станциях нет нормального второго пути, чтобы встречный состав постоял?
Так что — взять Новую Ладогу, и никаких гвоздей!
А если бы немцы соединились с финнами… Об этом лучше и не думать.
Кстати, после поражения под Тихвином немцы плавно откатились на ранее подготовленные позиции, которые они занимали до того, как поперли через Волхов.