19/12/19

Дезертиры в Афганистане: какие советские воины стали воевать за «душманов»

По данным советской контрразведки, за десятилетие пребывания в Афганистане ограниченного контингента вооруженных сил СССР в плену у душманов по разным причинам оказались 417 наших солдат и офицеров. Большую часть из них обменяли на плененных моджахедов и военнослужащие вернулись домой. Остальных душманы либо запытали до смерти, либо убили при попытке к бегству или сопротивлении.

Достоверно известно о четырех ныне живущих бывших советских военнослужащих, которые добровольно остались жить в Афганистане после плена, завели семьи, женившись на афганках.

Сергей Красноперов (Нурмамад)

По словам самого Красноперова, уроженца Кургана, он в 1985 году ушел из части из-за издевательств товарищей по службе. На тот момент рядовой отслужил почти 2 года. По сообщениям сослуживцев (371-й мотострелковый полк 5-й мотострелковой дивизии), последние месяцы солдат работал в войсковой пекарне в Чагчаране (провинция Гур (Гор)).

Из материалов, которые собирает старший лейтенант запаса Сергей Епихин, служивший в Чагчаране в 1060-м артиллерийском полку 5 мсд, следует, что Сергей Красноперов трижды бежал к афганцам. Первый раз его вернули местные жители, второй – сотрудники афганской службы госбезопасности (ХАД), а на третий Красноперов дезертировал с оружием и попал в отряд полевого командира Саттара (Сафдара). Британский военный корреспондент Джером Старки, посещавший Красноперова (он принял ислам и сменил имя на Нурмамад) в Чагчаране в 2010 году, утверждал, что бывший пленный сам признался журналисту: его поймали на продаже военного снаряжения афганцам. Красноперову грозил трибунал.

После того как Красноперов оказался в бандформировании, он помогал моджахедам чинить оружие, душманы под надзором его держали сравнительно недолго и не издевались. Об этом Нурмамад (ему сейчас 54 года) поведал уже российскому фотожурналисту Алексею Николаеву. Спустя год Красноперова женили на местной девушке, на 2013 год в семье Нурмамада было шестеро детей (родилось больше, несколько умерло вскоре после рождения).

Трудясь на двух работах, Нурмамад ежемесячно зарабатывает 1200 долларов, что по афганским меркам очень неплохо. Возвращаться на родину, по его словам, не хочет, потому что родных там не осталось, неизвестно, как сложится на новом месте, а здесь он уважаем. Когда была жива мать, Красноперов-Нурмамад виделся с ней (она в 90-х годах приезжала в Афганистан), потом созванивался. Красноперову неоднократно предлагали вернуться в Россию, но он всякий раз отказывался.

Геннадий Цевма (Никмохаммат)

Геннадия Цевму, по его словам, басмачи взяли в плен на первом году службы, в 1983-м. Цевма утверждает, что в своих в плену не стрелял, хотя и предлагали. Принял ислам, получил имя Никмохаммат, Цевму женили на местной девушке, которая была младше на 15 лет. При талибах* работал шофером.

Цевма-Никмохаммат несколько лет назад ездил на родину в Донецкую область, сходил на могилы родителей. Оставаться не собирался, несмотря на то, что его семье предлагали квартиру – Цевма объяснял это тем, что в Афганистане привык, там семья, дети, а на родине он никому не нужен.

У бывшего сотрудника Комитета по делам воинов-интернационалистов (организация, занимавшаяся поиском и организацией возвращения советских пленных в Афганистане) Леонида Бирюкова другая версия нежелания возвращения Цевмы на Украину. Цевму нашли в 1992 году, он еще был в составе банды и ходил с автоматом. Пытались выкупить, привезли для переговоров отца пленного, к переговорам лично подключался посол Украины в Пакистане. Геннадий каждый раз под разными предлогами отклонял предложения, исчезал с деньгами. Цевме показывали постановление об его амнистии, но он не верил, боялся наказания.

Александр Левенец (Ахмад)

Земляк Цевмы Александр Левенец также попал в плен к душманам в 1983 году, практически сразу после прибытия в Афганистан. Работал у моджахедов водителем, тоже говорит, что со своими не воевал. После принятия ислама женился (у Левенца пятеро дочерей), получил имя Ахмад. Он работает таксистом. После ухода талибов звонил на Украину, узнал о смерти брата и матери и больше с родственниками с тех пор никаких связей не поддерживал.

Левенец также утверждает, что делать ему на родине нечего, его дом теперь в Афганистане. Возвращаться предлагали, но Ахмад, ставший истовым мусульманином, даже совершившим хадж, отказался, объяснив, что его родиной теперь является Афганистан.

... Из вышеперечисленных трех бывших граждан СССР только Красноперов-Нурмамад не взял с фотожурналиста Алексея Николаева деньги за общение, остальные беседовали на возмездной основе.

Николай Выродов (Насратулла Мохамадулла)

Британская газета The Daily Telegraph пишет, что Николай Выродов дезертировал из части в 1981 году, прослужив всего 3 месяца. По словам самого Выродова, это произошло якобы после карательной операции советского подразделения против мирного населения одного из афганских кишлаков. Выродов добровольно принял ислам и воевал против своих, поэтому пленным как таковым себя не считал. Его использовали как специалиста по подрывному делу, Насратулла Мохамадулла воевал 8 лет и после вывода советских войск из Афганистана, состоял в личной охране Гульбетдина Хекматияра.

За Выродовым охотилась армейская разведка, но вышли на него в 1996 году все те же сотрудники Комитета по делам воинов-интернационалистов. При содействии посольства Украины в Узбекистане, украинского МИДа Выродов в 1996 году на несколько месяцев приезжал в Харьков, но потом вернулся в Афганистан и снова поступил на службу к моджахедам. Сейчас он работает в полиции, обзавелся семьей, имеет пожизненную пенсию. Журналистка «Московского комсомольца» Юлия Калинина в 2004 году посетила в Хинджане глинобитное жилище Николая Выродова, задавала ему вопросы о возвращении на родину. Выродов-Насратулла злился и уходил от ответа – было заметно, что эта тема ему крайне неприятна. «МК» сделал вывод: быть может, за Выродовым числятся такие преступления, что по возвращении на Украину даже амнистия не спасет его от тюрьмы.

*запрещённая организация в РФ