05/01/22

«Фотошоп» по-советски: зачем в газетах времен Великой Отечественной ретушировали фотографии

Во время Великой Отечественной войны строжайшему контролю подвергались не только письма с фронта, но и печатные издания. Но если письма подвергались цензуре в целях контроля настроений и для сокрытия информации, способной вызвать волнение населения, то печатные издания стали рупором советской пропаганды, которая должна была вдохновить население на борьбу с захватчиками и вселить в людей уверенность в победе.

Главный цензор – Главлит

В каждом регионе СССР работало Областное управление по делам издательств и литературы – Обллит, которое подчинялось Главлиту. В каждом обллите был штат уполномоченных, которые работали в каждом районе, следили за публикациями в газетах и контролировали выпуск листовок, плакатов и передачи радио. Уполномоченные контролировали библиотеки и изымали дореволюционную литературу, – об этом в работе «Цензура печатных органов Курской области в начале Великой Отечественной войны» пишет историк Александра Руменовна Бормотова.

Все население с началом войны было обязано сдать радиоприёмники и могло черпать информацию только из государственных источников.

В начале войны главными задачами Главлита и обллитов было соблюдение гостайны; запрещалось публиковать сведения о мобилизации, кроме официальных приказов, сведения об оборонной промышленности, о предприятиях и о количестве рабочей силы, нельзя было указывать названия заводов и фабрик, писать о планах и сроках их выполнения. Нельзя было указывать места дислокации воинских частей, давать данные о волнениях населения. Ни в коем случае не публиковались материалы, превозносящие гитлеровцев, или сведения о диверсиях. Ограничения налагались на информацию о бедственном положении военнослужащих и их семей, и полностью исключались публикации частных объявлений, так через них могли общаться диверсанты и шпионы. По этой же причине были запрещены пейзажные фотографии – они могли быть условными знаком.

Под запрет попадало описание конкретных боевых действий, вооружений, взаимодействие родов войск друг с другом, сведения о системах шоссе, железных дорог, вокзалов, аэродромов, портов, бомбоубежищах и статистика, касающаяся количества жителей СССР.

С фотографий удалялись промышленные установки, сооружения портов и вокзалов, виадуки и мосты, а также названия заводов, фабрик, предприятий, замазывались и ретушировались все указатели населенных пунктов. Отдельными приказами внутри Главлита было запрещено называть воинские звания начальников гарнизонов. Кроме этого под запрет попадали изображения разрушенных врагом объектов – городов, заводов, способные вызвать среди населения волнение.

После того, как районные газеты выходили в свет, их содержание анализировалось на уровне области, а затем обзоры изданий поступали в Главлит.

Все с фронта – через Совинформбюро

Особую роль в пропаганде СССР играло Совинформбюро, организованное уже 24 июня 1941 года. Именно его структуры контролировали военных журналистов и фотографов. После того, как негативы поступали в Совинформбюро, специалисты оценивали их с точки зрения цензуры, а также с точки зрения использования фотографий в пропагандистских целях (историк О. В Протопопова, статья «Совинформбюро как инструмент идеологической политики СССР»).

Фотографии часто подвергались ретушированию. Для этого их распечатывали и дополняли деталями или наоборот, удаляли отдельные элементы, используя для этого тушь и гуашь, а затем снова переснимали, чтобы получить отпечаток, который и шел в газету.

В печать запрещалось пускать фотографии командиров и партизан – в этом случае, ретуши подвергали отдельные фигуры или лица: после работы ретушера они исчезали с фотографии. Точно так же исчезали с фотографий люди, запятнавшие себя предательством, перебежчики, перешедшие на службу к нацистам.

Иногда для изготовления плакатов использовались коллажи – фотографии красноармейцев печатались, затем их фигуры вырезались, компоновались, дорисовывались недостающие детали, все снова фотографировалось, и получался новый снимок.

Если требовалось скрыть детали нового вооружения, то фотографию распечатывали и перефотографировали, резкость терялась, детали было уже невозможно рассмотреть.

Известные работы ретушеров

Самой известной фотографией, которая подверглась ретуши, стало фото Евгения Ананьевича Халдея, на котором красноармейцы устанавливают флаг Победы над Рейхстагом. Ретушь на этом фото была призвана усилить драматический эффект – добавили дымное небо и почему-то решили убрать трофейные часы с запястья Абдулхакима Исмаилова. Фотографию должен был увидеть весь мир, и союзники могли обвинить советских военных в мародерстве.

Автор Юрий Козырев, знавший Халдея, вспоминал еще об одной фотографии мастера, на которой солдаты-победители шли, попирая ногами гитлеровское знамя, а на заднем плане горел готический замок. Халдея часто просили признаться, что знамя он подложил на дорогу специально. Но он отшучивался: «Нет, но это я поджег замок!»

В архиве известного советского фотографа Валерия Всеволодовича Фоминского была целая коллекция фотоколлажей и ретушированных снимков красноармейцев. Среди них – обезличенные аэродромы, колонны красноармейцев на улицах городов, которые невозможно узнать, и даже снимок парада на Красной площади, составленный из двух разных фотографий: собственно, войск, построенных парадным каре, и изображения маршала Жукова, взятого с другой фотографии, с которой стерты фигуры, окружавшие военачальника.

Подобный метод «улучшения» фотографий использовали и после войны. Например, так произошло с фотографией Виктора Николаевича Бальтерманца «Горе», на которой жители села Багерово под Керчью опознают убитых гитлеровцами родных. Дело в том, что в 1960-х года этот снимок стал очень популярным на Западе. Его «открыл» итальянец Кайо Гарруба, который нашел его в архиве фотографа и попросил подарить ему. Когда Бальтерманц делал новый отпечаток с негатива, он заменил небо на грозовое, придав фотоснимку еще больше трагичности. Этот снимок стал известен в СССР только в 1975 году, когда советские люди праздновали 30-летие Победы.