20/06/19

Фронтовые 100 грамм: какие они были в армии генерала Власова

Попадая в немецкий плен, почти каждый красноармеец сам видел или слышал о пропагандистах из числа русских, призывавших пленных перейти на сторону немцев, воевать «против Сталина», а за это получить сытую жизнь, новую одежду и возможность не подвергаться издевательствам и зверствам лагерных надзирателей. Многих это соблазняло, так плохо было зачастую в плену, и пусть цена была за немецкий паек – измена.

В целом, свои обещания по части снабжения немцы сдерживали. Русским, согласным пойти к ним на службу, полагалось и нормальное питание, и новое обмундирование, в основном немецкое, но не обязательно. Так, Леонид Самутин («Я был власовцем», М., 2013) в своих воспоминаниях пишет о том, как он перестал быть пленным красноармейцем и вошел в число русских коллаборационистов: «Во второй половине дня 1 мая 1942 года сто пленных были выведены за ворота лагеря «Оффлаг-68», подведены к складскому помещению и там переодеты в новенькое чешское обмундирование».

Получали все коллаборационисты (и «хиви», и полицаи, и власовцы) и неплохой продовольственный паек. Бывший военнопленный А.Л. Кузнецов, рядовой 101-й танковой дивизии, на допросе в НКВД после бегства из плена в 1943 г. показал, что паек для русских служащих в этой части был такой: 28 немецких марок в месяц, 150 грамм масла, 100 грамм сахара, 200 грамм соли, хлеба (6 буханок), чай, муки 4,6 кг, две кружки гречихи и по случаю иные продукты. Другой бывший пленный, В.П. Прохоров, ефрейтор 282-го стрелкового полка, в 1946 г. рассказал в МВД, что работал в 14-й танковой дивизии СС и получал там паек немецкого солдата, 58 германских марок в месяц, носил немецкую форму и считался у немцев своим солдатом.

О немецких пайках для русских коллаборационистов в полиции и РОА известно немногое. Известно, что, как правило, им, как В. Прохорову, выдавался паек немецкого солдата, такие же зарплаты и обмундирование. На самом деле все было ситуативно – то есть в разных частях и в разные периоды войны по-разному. К примеру, как указывает исследователь Д. Озерных («Портрет коллаборациониста земли Калужской»), власовские солдаты на Восточном фронте обеспечивались ежедневным трехразовым питанием: в суточный паек были включены супы, каши, картофель, 700 гр. Хлеба, 30 гр. сливочного масла. Полагались также консервы (те же, что в немецкой «железной порции» — рыбные или мясные), сахар, табак, сублимированные гороховые супы и прочие продукты. Время от времени солдаты могли пить, покупая спиртное на выданную им рейхсмарками зарплату. Специально выдаваемых перед боем ста грамм у власовцев не было. Получали они от 20 до 58 марок в месяц, в среднем – до 38. Офицеры РОА получали полный немецкий офицерский паек (в который периодически включалось также и вино).

В боевых условиях дневной солдатский рацион немца (а значит и рядового власовца) состоял из трех приемов пищи – скудного завтрака, сытного обеда и довольно легкого ужина. В пайках был хлеб (600-700 граммов), мясо или рыба (200 граммов), фрукты и овощи, картофель, зелень, масло, колбаса, кофе (9 граммов) или чай, 6 сигарет и прочие продукты – твердой нормы, какие именно, не было, были лишь общие рекомендации и нормы выдачи мяса, хлеба, жиров и табака, в рамках которых варьировалось питание. В боях в основном ели консервы (в отличие от советской армии, где полевые кухни работали всегда близ передовой).

У немцев же горячее на передовой редко бывало, так что гастрит стал распространенной болезнью. Но если питание подвозили, то давали и супы, и картофель с мясом или салом. Частенько некоторых из обычных продуктов не хватало, тогда вместо них давали что-то другое – печенье, к примеру, или банку сардин. В тылу кормили хуже. Так что по части калорийности питания немцы красноармейцам проигрывали.

К примеру, немецком солдату полагалось 600-700 граммов хлеба, а бойцу РККА – 800 граммов, и лучшего по качеству, свежего, приготовленного близ фронта. Было также больше овощей и каш (500 граммов картофеля и 320 граммов других овощей, по 170 г круп или макарон). К этому добавлялись и знаменитые 100 грамм (а в госпиталях вино и ликеры, чего не было у немцев и власовцев), и другие дополнительные продукты (сладкое, посылки из дома, если случалось – добавки от интендантов). А, как известно, чем лучше питается солдат, тем лучше он готов к бою. В отношении продовольствия, как и во всем остальное, преимущество было за СССР, и за ним же осталась победа.