Одним из классических образцов советской пропаганды считается вышедшая в 1946 году «Повесть о настоящем человеке», написанная на основе реальной биографии лётчика-инвалида Алексея Маресьева. Однако мало кто знает, что аналогичные истории происходили и на другой стороне фронта. Одним из тех, кто летал без ноги, был знаменитый пилот Люфтваффе, Ганс-Ульрих Рудель.
«Лучший пилот «Штуки»
Рудель, сын деревенского пастора из Силезии, с начала Великой Отечественной войны управлял пикирующим бомбардировщиком Ю-87 «Штука». В его задачу входило уничтожение сухопутной и морской техники русских. Рудель отличился под Ленинградом, Сталинградом, на Курской дуге и во многих других битвах, став самым результативным пилотом бомбардировщика. На его счету 2530 боевых вылетов и 519 взорванных танков. По количеству наград Ганс-Ульрих Рудель превзошёл прославленных «экспертов» Люфтваффе, летавших на истребителях. Более титулованным авиатором, чем он, был лишь сам командующий ВВС Третьего Рейха Герман Геринг. «По достоинству» Руделя оценили и в Красной Армии – по некоторым данным, за голову лётчика Советский Союз обещал заплатить 100 тысяч рублей.
Потеря ноги
Судьба Руделя кардинально изменилась уже под конец войны. В отличие от Маресьева, немец написал обо всём пережитом сам. Его перу принадлежит книга «Взломщик танков. Мемуары лучшего пилота «Штуки».
9 февраля 1945 года Рудель вылетел в район к северу от Франкфурта-на-Одере, чтобы помешать русским танкам захватить плацдарм на западном берегу реки. Несмотря на плотный огонь из зенитных орудий, лётчику удалось уничтожить 12 танков «Иосиф Сталин». Для 13-го танка у Руделя остался только 1 снаряд.
«И вот я уже иду вниз с высоты 800 метров, — описывал Рудель роковой для себя момент. – Сосредоточься на полете, бросай самолет из стороны в сторону, вот вновь орудия плюются в меня огнём. Вот я выравниваю машину… огонь… танк вспыхивает! <…>. Я поднимаюсь вверх по спирали… треск в двигателе и вдруг ногу пронзает раскаленный стальной клинок. У меня чернеет перед глазами, дыхание перехватывает. Но я должен продолжать полёт… полёт… я не должен потерять сознание. Сожми зубы, ты должен побороть свою слабость. Спазмы боли прокатываются по всему телу».
В итоге самолёт всё же упал, но немцам удалось вынести потерявшего сознание лётчика с поля боя. Очнулся Рудель уже на операционном столе. Первое что он узнал – его правую ногу ниже колена врачам пришлось ампутировать.
Хотя Рудель понимал, что войну Германии уже не выиграть, в конце марта, он, едва освоившись с протезом, вновь садится за штурвал «Штуки». К этому времени рана ещё не затянулась до конца, и однажды у лётчика даже открылось кровотечение. Другая нога Руделя также не вполне хорошо функционировала после ранения. Таким образом, положение немецкого аса было немногим лучше положения Маресьева, потерявшего обе ноги.
Жизнь после войны
В 40-50-х годах Ганс-Ульрих Рудель считался одним из самых активных бывших нацистов. Его идеологическое кредо мало изменилось. В своих послевоенных книгах Рудель критиковал генералов Вермахта за то, что они не сумели воплотить замыслы Гитлера, которого он называл «стратегическим гением» (в последний раз Рудель встречался с фюрером в середине апреля 1945 года). В 1948 году бывший военный лётчик поселился в Аргентине, где завёл дружбу с Хуаном Доминго Пероном. Несмотря на инвалидность, Рудель занимался альпинизмом, он даже совершил восхождение на высочайший «семитысячник» Анд – гору Аконкагуа. Основная же его деятельность состояла в помощи соотечественникам, оказавшимся за границей. В 1952 году Рудель основал организацию Kameradenwerke – своего рода «кассу взаимопомощи» немецких военных преступников и сочувствующих им эмигрантов. В 1970-х годах Рудель сосредоточился на коммерческой и лоббистской деятельности, в частности, представляя в Латинской Америке интересы компаний Siemens и Horst-Lehmayer. Согласно данным справки ЦРУ, пользуясь влиянием на парагвайского правого диктатора Альфредо Стресснера (немца по происхождению), Рудель добивался выгодных контрактов для бизнеса ФРГ. Умер «немецкий Маресьев» в 1982 году в Баварии.