В августе 1942 года советский ледокол «Александр Сибиряков» вступил в неравный бой с немецким крейсером «Адмирал Шеер» и затонул. Спастись удалось только кочегару. Остальные 18 членов экипажа оказались в плену. До освобождения дожили только 13 из них. Все они из немецкого концлагеря попали в спецлагерь в Уфе.
Покоритель Арктики
В свое время ледокол «Александр Сибиряков» был знаменит на всю страну. Как пишут А.П. Криворучко и В.Т. Рощупкин в книге «Сломанные стрелы берлинского волка», судно было выпущено английской компанией «Гендерсон и Ко» в 1909 году. Спустя 6 лет корабль был приобретен Россией для осуществления зимних перевозок в Белом море и доставки военных грузов из стран-союзников в ходе Первой мировой войны. Русские дали судну новое имя - «Александр Сибиряков», в честь знаменитого исследователя Сибири.
А прославился ледокол в 1932 году. Именно тогда, как утверждает Эдуард Филатьев, автор книги «Главная тайна горлана-главаря», впервые за всю историю освоения Арктики судну под командованием капитана Владимира Воронина и начальника экспедиции Отто Шмидта удалось за одну навигацию пройти без зимовки весь Северный морской путь. Однако дальнейшую жизнь «Александра Сибирякова» перечеркнула Великая Отечественная война. С ее началом командование кораблем принял на себя относительно молодой, но опытный капитан Анатолий Качарава.
«Александр Сибиряков» против «Адмирала Шеера»
Именно благодаря Качараве погиб советский ледокол героически, так и не спустив флага. Как пишет С.И. Белкин в своей книге «Рассказы о знаменитых кораблях», в конце августа 1942 года «Александр Сибиряков» вышел из порта Диксон, имея на своем борту грузы, предназначенные для сотрудников полярных станций. 25 августа, то есть на следующий день, в Главсевморпуть от советского ледокола поступила радиограмма о его встрече с неизвестным кораблем, который открыл по нему огонь. Как выяснилось, речь шла о немецком крейсере «Адмирал Шеер».
Огневая мощь «Александра Сибирякова» ограничивалась лишь несколькими зенитными пушками и была ничтожна по сравнению с оснащением вражеского крейсера. Заведомо зная о том, что бой окажется неравным, Качарава принял решение не сдаваться, а защищаться. Но корабль вскоре был подбит и пошел ко дну. Тем не менее члены экипажа продолжали отстреливаться. Этот факт, по утверждению К. Бадигина, автора книги «На морских дорогах», был указан даже в донесении командира рейдера «Адмирал Шеер».
Один на острове, остальные в плену
А.В. Святославский в книге «На память городу и миру» рассказывает, что спастись посчастливилось только кочегару Павлу Вавилову. Он с трудом доплыл до спасательной шлюпки, в которой обнаружил немного пресной воды, пистолет, топорик, банку с галетами и спички. Заметив остров, Вавилов направился к нему. По пути он подобрал живую собаку и выловил из воды некоторые вещи. Больше месяца кочегар провел на острове, пока его не обнаружил с гидросамолета летчик, будущий Герой Советского Союза Иван Черевичный. Он доставил Вавилова на пароход «Сакко».
Несмотря на все тяготы, которые пришлось перенести Вавилову на острове Белуха, по сравнению с остальными членами экипажа «Александра Сибирякова» участь его не кажется столь суровой. 18 израненных и обгоревших, но выживших моряков попали в немецкий плен и до конца войны находились в концентрационных лагерях. Только тринадцати из них удалось встретить победу. Все они, включая капитана Анатолия Качараву, по словам Ивана Булавы, автора издания «Рожденные Енисеем», после освобождения из вражеского плена были помещены в специальный лагерь в Уфе. Только в 1961 году моряков реабилитировали, а капитана наградили орденом Красного Знамени.