Вторая мировая война стала самой кровопролитной войной в истории человечества. Но её инициатор — Адольф Гитлер – фактически избежал наказания: он покончил с собой в собственном бункере 30 апреля 1945 года, не дожидаясь, когда советские войска возьмут Берлин и придут за ним. Что могло ждать фюрера, попади он в плен?
После самоубийства сжечь
Первым о самоубийстве Адольфа Гитлера узнал командующий 8-й гвардейской армией Василий Чуйков. Рано утром 1 мая 1945-го к нему доставили начальника штаба верховного командования сухопутных войск Вермахта Ганса Кребса, который передал советскому генералу новость о кончине фюрера и заявил, что от имени нового правительства уполномочен вести переговоры о перемирии.
Чуйков незамедлительно доложил известия маршалу Георгию Жукову, а тот – позвонил Сталину. Реакция вождя на сообщение, вспоминал военачальник в своих мемуарах, была лаконичной: «Доигрался, подлец. Жаль, что не удалось взять его живым. Где труп Гитлера?»
Поскольку у Гитлера была необъяснимая боязнь того, что его останки обезобразят или будут возить по всей Москве в качестве развлечения, он распорядился сжечь своё тело после смерти. Этот приказ был исполнен, после чего обуглившиеся кости фюрера не очень старательно, но зарыли в землю. Их удалось отыскать лишь 5 мая в одной из воронок от взрыва бомбы во дворе рейхсканцелярии.
Взаперти, но с комфортом
Установить, что труп принадлежат именно немецкому лидеру, удалось по зубам. Подтверждение было получено уже 11 мая. Впрочем, из-за странных обстоятельств самоубийства, слухи, что Гитлер на самом деле мог скрыться, всё равно продолжали циркулировать.
Одним из тех, кто отрицал смерть фюрера, по крайней мере публично, был Иосиф Сталин. Например, когда президент США Гарри Трумэн на Потсдамской конференции в августе 1945 года спросил вождя, был ли Гитлер мертв, тот прямо ответил: «Нет». Также советский лидер утверждал, что глава Третьего рейха скрывается у своего товарища испанского диктатора Франсиско Франко, и даже предлагал предпринять рейд на другой конец Европы.
Тем самым Сталин, возможно, пытался убедиться, что выводы о принадлежности трупа верны и что союзники ничего не скрывают от руководства СССР. Кроме того, за подобными заявлениями могло скрываться желание продвинуть коммунистическую идеологию, выставив капиталистические страны пособниками нацизма. Наверняка не случайно в «Известиях» даже была опубликована статья, что Гитлер и Ева Браун здоровы и живут в запертом замке в Вестфалии в британской зоне оккупации. Таким образом подразумевалось непосредственное участие Лондона в сокрытии правды.
Вероятно, если бы Гитлер действительно был тайно захвачен союзниками, его могла ждать именно такая жизнь – взаперти, но в комфорте. Например, к другому высокопоставленному немецкому пленному – заместителю фюрера Рудольфу Гессу – британские власти также относились сверхлояльно. По предложению премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля его содержали в строгой изоляции в удобном доме неподалёку от Лондона. Нацистскому деятелю было запрещено слушать радио и получать газеты, круг лиц, с которым ему было разрешено общаться, определялся королевским министерством иностранных дел. При этом Гесса обеспечили книгами и письменными принадлежностями, кормили дефицитной рыбой, курятиной и яйцами, а условия его содержания в целом были несоизмеримо лучше, чем любого другого немецкого заключённого в Британии.
Возмездие
В более типичные для заключённого условия Рудольфа Гесса поместили лишь в октябре 1945 года, когда его перевезли в Германию, чтобы предать суду на Нюрнбергском процессе. Как и другие главные военные преступники, он содержался в одиночной камере на первом этаже основного корпуса местной каторжной тюрьмы, вплотную примыкавшей ко Дворцу юстиции, где проходил трибунал.
Из 24 обвиняемых в Нюрнберге трое были оправданы, четверо приговорены к лишению свободы на срок от 10 до 20 лет, трое получили пожизненное. В отношении ещё двух дело было прекращено. Остальные 12 человек, в том числе Герман Геринг, Иоахим фон Риббентроп, Мартин Борман и другие, были приговорены к смертной казни. Крупп впал в маразм и был освобожден от ответственности.
Если бы в числе подсудимых находился и Адольф Гитлер, его, скорее всего, тоже ждала бы виселица. Никаких оснований предполагать, что он мог получить более мягкое наказание или тем более избежать его, нет. Наоборот, в отличие от пособников, фюрера могли казнить публично, а не в присутствии нескольких журналистов и должностных лиц. Ведь живой лидер Третьего рейха сам по себе был угрозой – искоренить нацистскую идеологию, оставив его в живых, вряд ли было возможно.
Что говорить, если советские власти всячески старались скрыть даже место погребения предполагаемых останков Гитлера, ведь его могила запросто могла стать среди нацистов местом поклонения. Останки фюрера несколько раз тайно перезахоронили, а в конце концов прах вообще развеяли в реке Бидериц.
А вот если бы Гитлер живым оказался в руках советских войск, не исключено, что ему могли сохранить жизнь. Однако не для того, чтобы сделать его вечным заключённым, а чтобы использовать в своих политических целях – добиться от него публичного раскаяния, отречения от национал-социалистических идей и, возможно, даже получения компромата на союзников.
Вряд ли при этом он мог рассчитывать на шикарные условия содержания. Его, например, вполне могли бы поместить в Сухановскую тюрьму строгого режима. Это было специальное место заключение для высших партийных и государственных деятелей, оказавшихся в немилости у Сталина. Условия содержания здесь отличались предельной строгостью — заключенные не имели права даже на собственное имя — они носили учетные номера, по которым следователи и охрана обращались к ним при допросе и разговоре.
Впрочем, история не знает сослагательного наклонения, и можно только предполагать, что случилось бы с Гитлером в случае пленения. Есть вероятность, что он вообще бы не пережил задержания – настолько плохим было его здоровье в последние месяцы войны.