14/12/24
кадр из фильма

Главный «оружейный» обман кино: какие травмы получат актёры, если будут стрелять боевыми патронами

В одном из интервью Тарантино сказал, что перестрелки в кино могут быть либо зрелищными, либо реалистичными. И лично он, как и большинство голливудских режиссеров, выбирает первый вариант. Поэтому реки крови, стрельба с двух рук и от бедра, прицельные выстрелы из пистолета на пару десятков метров и другая подобная «круть» обязательно присутствует почти в каждом американском блокбастере. Насколько это далеко от истины?

Как не надо стрелять из пистолетов

Мы знаем, что большинство положительных героев боевиков стреляют очень метко, какое бы оружие ни оказалось в их руках. Причем отдачи для них словно не существует. Хотя на самом деле она весьма приличная. Особенно, если речь идет о крупнокалиберных пистолетах типа Desert Eagle, которые так любят голливудские режиссеры. Стрелять из такого прицельно даже с одной руки практически невозможно, именно поэтому он и не состоит на вооружении ни в одной армии мира. А неподготовленному человеку отдача вполне способна повредить кисть или локоть.
Стрельба из пистолетов с двух рук и вовсе из разряда фантастики. Особенно когда герой, скрестив руки, палит в разных направлениях.

Как отмечает Л.М. Вайнштейн в своей книге «Основы стрелкового мастерства», в таком случае сложность координации действий и отдача - причины, по которым скорее можно подстрелить себя, а не врагов. Тем более, если делать это в прыжке или падении.

Кстати, вы замечали, что практически все герои боевиков постоянно держат палец на спусковом крючке? Это весьма травмоопасная привычка, от которой в первую очередь отучают тех, кто имеет дело с настоящим боевым оружием. Естественная реакция мышц на испуг или боль – сокращение. Стоит дёрнуться –и может случиться беда.

Отдельно стоит отметить умение перебивать пулей цепочку наручников. К сожалению, это опять-таки далеко от реальности, даже если герой – мастер по стендовой стрельбе. Как минимум, ожоги и повреждения осколками пули и звеньев цепи освобожденному гарантированы. Но скорее всего ему просто разворотит мелкие кости запястий. Особенно, если герой использует не пистолет, а кое-что посерьезнее. А ещё пули рикошетят. От стен, земли, даже воды и снега, всё зависит от угла попадания. Поэтому нереально уложить команду спецназа в замкнутом помещении и самому остаться невредимым.

А что с другим оружием

К слову, с дробовиками, автоматами и пулеметами режиссеры обращаются еще более вольно. Достаточно вспомнить Железного Арни, который палил из
обрезанного Winchester Model 1887 с одной руки. Отдача у этого рычажного дробовика такая, что даже в нормальном положении легко заработать синяк во все плечо. Впрочем, Терминатору эта вольность вполне простительна – он все же робот. Чего не скажешь о Рембо или Маке (из «Хищника»), которые от бедра лупят из стационарных мини-ганов, которые и без стрельбы удержать в руках непросто.

Напоследок стоит сказать про тихое оружие – снайперскую винтовку, которая к слову, не такая уж тихая, даже с накрученным глушителем (но это уже тема для отдельного разговора). Стреляя из нее, вы очень легко посадите синяк под глаз или вовсе его лишитесь, если прислонитесь к оптическому прицелу вплотную.
А не опасно ли используемое оружие для актеров? Руководитель оружейного участка «Мосфильма» Сергей Захаров рассказывает: «Всё оружие переделывается для стрельбы только холостыми патронами, и боевой патрон в них просто не войдёт. Это сделано ради техники безопасности, даже если кто-то принесет на площадку боевой патрон». Так что вы можете быть спокойны за любимых киногероев.