В 1815 году на острове Сумбава в Индонезии произошло мощное извержение вулкана Тамбора, которое принесло страшные последствия для жителей юго-восточной Азии. Катастрофа унесла жизни более 70 тысяч человек, а столбы вулканического пепла, поднявшись высоко в небо, закрыли солнце на несколько дней, превратив дни в ночи. Однако это были только начало проблем, связанных с этим сильным извержением, так как отдаленные последствия стали проблемой мирового масштаба.
Вулканический пепел, попавший в атмосферу, вызвал локальный ледяной ад в атлантическом регионе. Этот процесс не произошел мгновенно, и его последствия ощутили в следующем году, в 1816.
Можно сказать, что планета реагирует на такие крупные катастрофы, как живой организм. Если равновесие природы нарушается в одном регионе, то его последствия распространяются на другие уголки земли. Человечество, будучи частью этого живого мира, также страдает от таких потрясений. Голод и неурожай – это только верхушка айсберга.
Примером тому может служить Малый ледниковый период, который начался в XIV веке. Частые дожди и низкие температуры в евразийских степях привели к нехватке луговых трав, и степные грызуны вынуждены были искать пищу у человека. Это привело к трагическим последствиям: из-за контакта с голодными животными, эпидемия чумы распространилась среди людей. Эти события, вероятно, произошли в монгольской пустыне Гоби или в северном Китае.
Из-за голодных сусликов, прибывших на юге, в Норвегии в 1349 году умерло около двух третей населения страны. Казалось бы, эти события далеко друг от друга – похолодание, азиатские грызуны и смерти в Норвегии. Однако все на Земле взаимосвязано. Подобные процессы приводили к эпидемии Юстиниановой чумы, которая унесла жизни почти половины населения Византии в VI веке. Извержение вулкана в древности привело к проблемам с разливом Нила и преждевременному концу Древнего царства Египта.
В начале XIX века человечество столкнулось с угрозой подобного же колоссального масштаба.
К марту 1816 году европейцы не без удивления заметили, что лютые морозы, продержавшиеся всю зиму, и не думают смягчаться. Успокоения не принесли и последовавшие за ними весенние месяцы. В Германии регулярно лили проливные дожди и дули злые, холодные ветра. Швейцарские Альпы накрыли особенно свирепые морозы. Летом 1816 года поэт Байрон и его друзья по писательскому цеху отдыхали на берегах замезшего Женевского озера, в их дневниковых записках сохранились многочисленные упоминания о тяжелых погодных условиях. И следует помнить о том, что мы говорим о событиях, произошедших в скором времени после разрушительных Наполеоновских войн. Обескровленная сражениями Европа не успела еще оправиться от потрясений политического характера, как к ним прибавились и природные катаклизмы. Неурожай повлек за собой голод, а следом пришла нищета, разгул преступности и болезни. На фоне тяжелой ситуации в некоторых европейских странах был введен комендантский час.
Холода, однако, распространились не только на Старый Свет, всю силу непогоды испытали на себе и жители Соединенных Штатов: в июне и июле в Нью-Йорке выпадал снег. В историографии западных народов 1816 год неспроста называется «годом без лета».
В начале XIX века сама судьба благоволила России. В этот момент страна, сумевшая принести на штыках своих солдат поражение самому Бонапарту, переживала эру нового подъема. И так вышло, что страшный 1816 год не сумел прекратить триумфа страны, так как аномальные холода обошли империю стороной. По представлениям современных климатологов 1816 год был даже несколько теплее предыдущих.
В некоторой мере аномальный холод в западных странах даже оказался на руку Российской империи. Из-за неурожая в Европе Россия сумела занять лидирующие позиции в области экспорта пшеницы, которые удерживала долгие годы на протяжении всего XIX века. И кто знает, сколько бы еще погибло жителей европейских держав, если бы не выращенные русскими крестьянами злаки.
Однако, страна хоть и не пострадала непосредственно от аномальных холодов, она заплатила дорогую цену за отдаленные последствия извержения индонезийского вулкана. Ведь катаклизмы всегда приносят с собой эпидемии. Много лет спустя, уже в 30-х годах XIX столетия, через неполные 15 лет, до России докатилась страшная волна холеры, которая унесла сотни тысяч жизней русских людей и привела к череде кровавых бунтов.