02/05/21

Григорий Нелюбов: за что дублёра Гагарина исключили из отряда космонавтов

Когда 17 февраля 1966 года в Приморском крае под колесами поезда погиб Григорий Нелюбов, для страны это прошло незамеченным . Почему талантливый летчик, дублер Гагарина был отчислен из отряда космонавтов и незаслуженно забыт на долгие годы?

Гусарская удаль

Нелюбов и Гагарин родились в одном году и оба в провинции, только один в российской, а другой – в украинской. Оба начинали в морской авиации, прежде чем пришли в космонавтику, где проявили себя очень одаренными летчиками. Григорий Нелюбов с детства рвался в небо, любил фантастику и астрономию. В девятом классе он записался в аэроклуб, где налетал 50 часов, а Военно-морское авиационное училище им. И.В. Сталина и вовсе окончил с отличием.

Но если Гагарин, Попович и Титов были неамбициозны, на деловых встречах с искренним энтузиазмом рассказывали о космосе, грезили им, то Нелюбова сразу же прозвали «гусаром». Алексей Леонов в мемуарах «Время первых. Судьба моя – я сам» описывал коллегу как темпераментного, честного, ответственного и начитанного человека с острым умом, быстрой реакцией и отличной спортивной подготовкой. Но при такой незаурядности личности и природном обаянии Григорий Нелюбов был тщеславен и неудержимо рвался к подвигам, чтобы находиться в центре внимания.

Под номером 13

Когда Никита Хрущев утвердил кандидатуру Юрия Гагарина на первый полет, остальным космонавтам выдали соответствующие удостоверения: Титову под номером 2, а Нелюбову под номером 3. В общем же списке молодых летчиков, подготовленных для космических полетов, Григорий значился под несчастливым номером 13.

12 апреля 1961 года стало триумфальной датой для Юрия Гагарина, а 6 августа того же года космическое пространство отправился покорять Герман Титов, проведя в невесомости рекордные 24 часа. Григорий Нелюбов продолжал тренироваться и ждать своего часа. Однако, как показано в документальном фильме «Он мог быть первым. Драма космонавта Нелюбова», подготовленном телестудией Роскосмоса, сначала отменили третий полет, на который был назначен Григорий, затем с целью превзойти американцев начали подготовку первой женщины-космонавта.

Кроме того, Нелюбов показал не лучшие результаты на центрифуге, а потому по медицинским показателям был отправлен в отпуск. На фоне следующих одного за другим разочарований Григорий начал прикладываться к бутылке. Хотя космонавты были дружны и часто устраивали семейные «капустники» или выбирались на пикники с алкоголем, это было радостное предвкушение, не переходящее границ. Оказавшись без дела и отодвинутый на второй план, Нелюбов потерял над собой контроль.

В книге Александра Лютого и Олега Варяника «Полшага до старта» описан инцидент в буфете на станции «Чкаловская», где Нелюбов выпивал с сослуживцами. Они случайно разбили солонку в тот момент, когда туда же вошел военный патруль. Всех троих повели в комендатуру, где вспыльчивый Нелюбов нагрубил патрульному и отказался принести извинения взамен на мирное разрешение вопроса.

Недостижимые звезды

В апреле 1963 года все трое участников того рокового события были отчислены из Центра подготовки. Впоследствии у Нелюбова была возможность вернуться в отряд, на «отлично» пройдя аттестацию, но он провалил экзамен.

Он служил в ВВС на Дальнем Востоке, но после Звездного городка жизнь утратила для него смысл. А когда в 1966 году умер легендарный конструктор Сергей Королев, очень благоволивший к Григорию, была утрачена и последняя надежда вернуться в космос. В том же году космонавт с удостоверением № 3 оставил жене прощальную записку, отправился на станцию Ипполитовка. Через некоторое время на путях было обнаружено его тело, сбитое поездом.

Гибель Нелюбова долго замалчивалась, а фотографии с ним тщательно ретушировались. Сегодня же в Мемориальном музее космонавтики находится его бюст, а плита у его могилы в Запорожье гласит о захоронении космонавта № 3 – дублера Юрия Гагарина. И даже в смерти Григорий Нелюбов сумел отличиться, имея сразу две могилы. Первая, где лежит его тело, находится в месте его последнего жительства – поселке Кремово Приморского края. Надгробие по индивидуальному заказу сослуживцев было изготовлено из частей разбившихся самолетов, но в 1996 году охотники за цветными металлами разобрали его до основания. На новое собирали «всем миром», даже местные школьники внесли в общую копилку свои карманные деньги. В декабре 2002 года легендарный летчик, наконец, получил поистине «народный» памятник.

Второе же захоронение в Запорожье на Капустяном кладбище хранит в себе шкатулку с пуговицами мундира, горсть земли и частички останков Григория, которые его супруга решила вернуть на родину героя.