Воздушное погребение — это уникальный и древний обряд, который практиковался многими народами по всему миру. Его суть заключалась в том, чтобы оставить тело умершего в открытом пространстве, чаще всего на возвышении или подвешенным, чтобы душа могла легко покинуть землю и отправиться в загробный мир. Этот ритуал был тесно связан с верованиями о природе души, ее связи с небесами и значении воздуха как проводника между мирами.
Мифологические основы обряда
Многие языческие народы рассматривают воздух, как священную стихию, которая связывает земной мир с миром духов. Считалось, что душа человека легче и быстрее преодолевает путь в загробный мир, если ее не сдерживают ни земля, ни вода. Именно поэтому тела умерших не закапывали и не сжигали, а оставляли на деревьях, специальных помостах или в деревянных склепах, установленных на возвышении.
Интересная легенда о происхождении этого обряда сохранилась у кетов, коренных жителей Сибири. Согласно их преданию, посланец верховного бога Еся научил людей закапывать мертвецов в землю. Однако это нововведение стало причиной утраты бессмертия: души, возвращаясь с того света, не могли найти свои “погребенные” тела.
География и распространение
Воздушное погребение практиковалось на обширных территориях, включая Пиренейский полуостров, Кавказ, Урал, Сибирь, Алтай, Тянь-Шань и арктическое побережье Евразии. Этот обряд также был распространен среди индейских племен Северной и Южной Америки. Несмотря на географическую разобщенность, народы, использовавшие этот способ захоронения, разделяли схожие представления о душе и ее путешествии после смерти.
На Кавказе, например, итальянский миссионер Арканджело Ламберти, проведший среди горцев 18 лет, описал удивительный для него ритуал: тела умерших помещали в выдолбленные стволы деревьев, которые затем подвешивали на ветвях с помощью виноградной лозы. Вместе с телом в импровизированный “гроб” клали оружие и одежду покойного. Этот обряд символизировал передачу человеку всех необходимых для загробной жизни вещей.
Иоганн Шильтбергер, немецкий путешественник XV века, упоминал похожий необычный обычай черкесов: убитых молнией людей они считали святыми, поэтому их тела помещали в гробы, подвешенные на деревьях. В течение трех дней после похорон устраивались пиры, танцы и раздача еды бедным. Каждый год ритуал повторялся, пока тело полностью не истлевало.
Финно-угорские народы, включая манси, хантов и мокшан, также придерживались традиции воздушного погребения. У последних (одной из этнических групп мордвы) такие захоронения назывались “Уркспря” или “Урля”. Тела покойников подвешивали на деревьях или помещали в деревянные склепы, установленные на высоких пнях. Эти склепы, называемые “Калмакужа”, строились в лесах и представляли собой своеобразные домики с крышами. Только с приходом христианства мокшане начали закапывать умерших в землю.
Социальные и культурные особенности
Воздушное погребение применялось не ко всем умершим. Например, коренные жители Сибири считали, что только достойные люди, не запятнавшие свою честь, могут быть похоронены таким образом. Те, кто совершил преступления или нарушил общественные нормы, не удостаивались этой чести. Многие народы, практиковавшие воздушное погребение, хоронили подобным образом тех, кто погиб от удара молнии и детей. Кроме того, в Сибири, воздушных похорон обычно удостаивались шаманы, целители, знахари.

