01/07/21
Anatolii Stepanov\Zuma\TASS

Иловайский котел: почему Украина скрывает данные о самом крупном поражении ВСУ в гражданской войне на Донбассе

В период активных боевых действий на Донбассе летом 2014 года Вооружённые силы Украины не смогли сломить сопротивления ополченцев ДНР и ЛНР. Настоящим шоком для украинского общества стало катастрофическое поражение под Иловайском, которое, по мнению ряда экспертов, убило шансы официального Киева выиграть гражданскую войну. Несмотря на то, что с момента трагедии прошло 7 лет, расследование событий в Иловайском котле фактически зашло в тупик.

Битва за Иловайск

В июле 2014 года донецкие ополченцы оставили Славянск и потеряли десятки других населённых пунктов. Украинские войска собирались окружать Донецк, отрезав местную группировку от луганской. Решающий бой за городок Иловайск, расположенный к юго-востоку от Донецка, начался 19 августа. Пять дней спустя Украина собиралась отмечать День независимости, и командованию ВСУ, по-видимому, не терпелось отрапортовать о взятии стратегически важного пункта. Но практика «праздничных наступлений» плохо зарекомендовала себя ещё во время Великой Отечественной войны. Так случилось и в этот раз.

По разным оценкам, наступавшая на Иловайск украинская группировка насчитывала от 1700 до 3 тысяч человек. В это число входили 2-й и 40-й батальоны территориальной обороны, штурмовые группы МВД, а также добровольческие батальоны Национальной гвардии «Азов», «Донбасс» и «Шахтёрск». Серьёзного боевого опыта у добровольцев не было, и к операции подобного масштаба они привлекались впервые.

Силам ВСУ противостояли бойцы полевых командиров Гиви (Михаила Толстых) и Моторолы (Арсена Павлова). Численность повстанцев была не меньше 500 человек. В Иловайске завязались бои за отдельные кварталы, причём в окружение периодически попадала то одна, то другая сторона. Большинство населения бежало из города.

По линии разведки командованию донецких ополченцев стало известно о стратегической ошибке генералов ВСУ – «оголении» флангов. Атакующих прикрывал лишь 5-й батальон территориальной обороны и несколько войсковых бригад.

24 августа, пока в Киеве президент Порошенко принимал парад, ополченцы перешли в контрнаступление с севера (из района Моспино) и с востока (от Успенки). Существует версия, подхваченная немецким телеканалом WDR Fernsehen, что на подмогу защитникам Донбасса пришла российская регулярная армия. Назывались, в частности, десантники псковской и курской дивизий. Однако, никаких доказательств предоставлено не было, и информация осталась на уровне сплетен. Российская сторона называла эти сведения недостоверными.

Как рассказывали бойцы ВСУ, некоторые их тыловые части попросту бежали с блокпостов, не предупредив коллег. К 27 августа кольцо вокруг Иловайска замкнулось. Более того, развивая наступление, ополченцы продвинулись далеко на юг, и 28 августа вышли к Азовскому морю в районе Новоазовска.

Катастрофический «выход из окружения»

Украинцы были нацелены прорвать линию окружения «снаружи». Но «бронированный удар» 92-й механизированной бригады, насчитывавшей 2 тысячи человек, попросту «захлебнулся». Колонна ВСУ, двигавшаяся на неисправной технике с разряженными радиостанциями, была остановлена артиллерией ополченцев на подступах к Иловайску. Этот бой показал эффективность беспилотников, наводивших артиллеристов на цели.

Лишних жертв, впрочем, никто не хотел. После обращения президента России Владимира Путина командиры ДНР заявили, что готовы пропустить заблокированные части ВСУ по «гуманитарному коридору» через Старобешево. 30 августа от командира одного из нацбатов Семёна Семенченко стало известно, что добровольцы собираются выходить из окружения «с оружием и знамёнами». Что происходило дальше – предмет дискуссий. На Украине на информацию о событиях в Иловайске начиная с 31 августа наложен гриф секретности.

Предполагается, что во время выхода колонна ВСУ попала под обстрел, что привело к массовым жертвам. Украинцы не пожелали разоружаться и передавать военную технику, а вместо этого фактически попытались прорваться с боем.

«В приказном порядке – всё по-боевому, прорываемся и будем атаковать русских, – описывал события один из их участников. – Этот приказ был выполнен. Головная машина пошла в атаку. Естественно, русские начали стрелять в ответ».

Судьба значительной части окруженцев неизвестна. Считается, что они либо были уничтожены, либо попали в плен. Катастрофа под Иловайском заставила официальный Киев пойти на подписание Минских соглашений 5 сентября 2014 года.

К расследованию этой бесславной для ВСУ эпопеи призывали многие в Киеве. Но целостной картины так и не удалось получить. Слишком много тех, кому выяснение истины невыгодно.

Во-первых, расследование может дать ответ на вопрос, по чьей вине случилась трагедия. Если, как утверждали ополченцы, бойцы ВСУ нарушили условия прохода по коридору, то винить в этом нужно конкретных людей – в первую очередь генерал-майора Руслана Хомчака, командовавшего окружёнными. А заодно и тех, кто бездарно спланировал наступление на Иловайск, то есть главнокомандующего ВСУ Виктора Муженко, сохранявшего свой пост до 2019 года. Фактически военачальник пошёл на поводу у общественности, требовавшей концентрации сил в одном месте, и нарушил основополагающие принципы военного искусства.

Во-вторых, возможный масштаб потерь стал разменной монетой в политической борьбе между украинской властью и оппозицией «справа». По официальной версии, заявленной вскоре после «иловайского прорыва» министром обороны Валерием Гелетеем, Украина потеряла 108 человек убитыми. Но один из лидеров радикальных националистов полковник Андрей Билецкий заявлял, что погибших было в 10 раз больше. Позднейшие оценки Генпрокуратуры Украины оказались ближе ко второй цифре – в декабре 2014 года ведомство сообщило о 241 погибшем, а в апреле 2015 года – уже о 459. Максимальную цифру называет депутат Рады от ВУ «Батькивщина» Андрей Сенченко, возглавлявший комиссию по расследованию Иловайской трагедии – 3500 человек убитыми.

В-третьих, рассекречивание данных способно вскрыть истинные масштабы массового дезертирства. Эту проблему под Иловайском признавал, например, начальник штаба АТО Виктор Назаров.

Но, вероятно, главная причина, почему командование ВСУ сопротивляется расследованию – нежелание признать наличие хаоса в войсках и полную потерю контроля над ситуацией. Поэтому установление режима секретности вокруг событий в Иловайске для Украины остаётся единственным способом «сохранить лицо».