Виктор Беленко родился в Кабардино-Балкарии. Парень с отличием оканчивает школу и поступает в авиационное военное училище, где становится лётчиком. После выпускных экзаменов молодой офицер направляется в Ставрополье на службу инструктором в авиационное училище, однако по собственному желанию переводится на Дальний Восток, где поступает в авиаполк истребителей.
Служил Беленко на истребителе-перехватчике МиГ-25, за сведенья о котором уже долго охотились разведки иностранных держав. Виктор характеризовался как отличный офицер, член партии и комсомольского бюро и никто не ожидал того, что произошло 6 сентября 1976 года. В 6:45 утра Беленко на своем МиГ-е вылетел на воздушные занятия.
Уже через три часа японское радио передавало, что боевой самолет, пилотируемый советским пилотом, приземлился на территории Японии. Виктор Беленко просит политического убежища, которое ему предоставляет США, а советский самолет специалисты Японии и США полностью разбирают. После детального изучения борт собирают и в ноябре передают СССР.
Следствие по предателю Беленко
Расследованием дела перебежчика занималась специальная группа КГБ. В процессе выяснения обстоятельств предательства было опрошено более 150 сослуживцев, приятелей, родственников, в том числе и супруга, которая осталась в СССР. В результате выяснилось, что Беленко интересовался западным уровнем жизни. В одной из бесед он сказал, что в Америке нагрузка у военных летчиков меньше, а условия службы и оплата лучше, чем у советских.
Жена Беленко утверждала, что муж осуждал летчика-перебежчика Сафронова, угнавшего самолет в Иран, и даже запрещал ей вести переписку с проживающей в Италии подругой. Версия о том, что советского пилота завербовали, не подтвердилась. Западные и японские СМИ раздували эту теорию для пропагандистских целей. Было мнение, что посадка на территории Япония была вынужденной мерой, однако и она была отвергнута.
При вылете наблюдались простые метеоусловия, а Беленко был квалифицированным пилотом и всегда мог ориентироваться по солнцу или береговой линии. Дальнейшее расследование подтвердило, что пилот держал прямой курс на японский остров Хоккайдо. Уйдя с учебной зоны, он снизился до 250 метров и так пролетел 130 километров от советских берегов. Цель маневра – уход от радиолокационных систем, способных вычислить истинное направление самолета.
Причина бегства в Японию
Из квартиры, где проживала семья, пропали его паспорт, дипломы, свидетельства и прочие документы. Следователи выяснили, что у перебежчика часто возникали конфликты с командованием на почве недовольства службой. Однажды лейтенант Беленко даже подал раппорт, в котором указывалось нежелание служить под началом командиров, злоупотребляющих спиртными напитками.
Не устраивало Виктора и то, как шла его карьера. Срок выслуги в звании старшего лейтенанта у него истек еще зимой, однако звания капитана из-за халатного отношения командования он так и не получил. Не получалось поступить и в академию, в которую по показаниям свидетелей, Беленко стремился. С июля месяца сослуживцы заметили нервозность и вспыльчивость Виктора, а перед последним вылетом он был бледен, а его руки тряслись.
Следствие пришло к выводу, что пилот Виктор Беленко совершил предательство в корыстных целях. Он знал, что западные страны с радостью примут не самого пилота, а его боевую машину – современный на то время МиГ-25, прозванный американцами «Летучей лисицей». Самолет был «билетом» Беленко в новую жизнь. В СССР пилот был обвинен в измене Родине и ему заочно вынесен приговор – расстрел.
Жизнь на новой родине
В Японии уже никто не помнит русского летчика, предавшего Родину. Однако это не помешало режиссеру Акиро Мицумори по заказу канала Nexus снять о нем фильм. Для общения с героем фильма съемочная группа ездила в Калифорнию, где и проживает Виктор Беленко.
Знания, которыми обладал советский пилот, оказались очень ценными для американских специалистов и они несколько лет вплотную с ним работали. За короткий срок перебежчик получил гражданство и натурализовался.
Беленко преподавал в одной из американских военных академий и консультировал авиастроительные компании. На основе его рукописи была даже написана книга. После того, как его теоретические знания устарели, советский перебежчик читал лекции об СССР. Однако с развалом геополитического противника эта информация в штатах уже никого не интересовала. В 90-х Виктор пытался заниматься бизнесом.
Беленко быстро забыл свою русскую супругу и женился на американке. В США у него родилось трое детей, а после развода дом остался жене. На момент съемок Виктору Беленко было 69 лет, он жил в съемном номере отеля и имел вид неустроенного в жизни человека. Советское удостоверение личности перебежчика и сегодня, как трофей, хранится в музее ЦРУ.
Истина посредине, но, чаще всего, посредине бесконечности. Потому и живём по принципу: зачем человеку то, чего у него нет, если то, что имеет, тоже не его.
Если он так хотел эмигрировать, то зачем нужно было угонять самолет? Понятно, что предатель.При СССР тяжело было выехать за границу. Да мне этого и не нужно было. Сейчас я , конечно, была в некоторых странах, но желания эмигрировать у меня никогда не было. Сейчас он никому не нужен. Сейчас по 2-му каналу идет замечательный фильм. И время перестройки я хорошо помню. Когда-нибудь Ельцина признают виновным в развале страны. Надеюсь. Столько грязи повылезало.
Предатель, он и в Африке предатель! Как говорится «свинья — она и в Африке свинья»!
Псих он,никем он не был завербован.Трижды писал рапорт на поступлению в «АКАМЕДИЮ»,но вместо него уходили и уходили «Достойные»люди.Решение принял во психе.На карте 20км не было даже проложеннго маршрута! Оставил в кабине полётную карту ,маску КМ32 тоже.Кнопка СРО была утоплена на «ПОДРЫВ».Почему не произошло подрыва после проведения на самолёте очередных рег.работ-непонятно…Упал на старый аэродром-1500м.Выкатился,подломил переднюю ногу…Самолёт вернули во Владик, в бухте Золотой рог произошол 1-Й осмотр .На КОКЕ прицела мелом было написано РУССЬСКИ БЯКА.Перегрузили на тягачи, затем на Ц.Угловую на АН-22.И в МОСКВУ.Наказали и повесили всех невиновных,как положено.НЕ в ТЕ войска ОН пошёл.