23/01/19

Иван Старчак: каким был глава Грозненской области после депортации чеченцев

Депортация чеченцев и ингушей в 1944 году стала трагедией, незаживающей раной в душе этих народов. Признание этого факта не отменяет необходимости исследования как причин и последствий событий, так и того, что происходило на территориях, откуда произошла депортация.

Разногласия с советской властью

Еще со времен Гражданской войны триумфальное шествие советской власти на Кавказе не задалось. Мешали этому малая распространенность русского языка среди местного населения и то, что СССР фактически продолжил на национальных окраинах политику императорской России, направленную на эксплуатацию коренных народов.

И хотя к тридцатым годам антисоветское подполье выродилось в обыкновенный бандитизм и уголовщину, вооруженные отряды горцев доставляли советской власти немало хлопот.

Начавшаяся Великая Отечественная война поставила органы госбезопасности перед необходимостью подавить очаги правонарушений. Согласно архивам, к январю 1944 года в Чечено-Ингушетии ликвидировали 55 вооруженных банд, был арестован 1901 человек и убито 973 . Всего на учете НКВД числилось до 200 бандгруппировок, в которых состояло 2000—3000 человек.

Неоднозначной была ситуация со службой в РККА. Предвоенный призыв прошел в штатном режиме, а вот после нападения гитлеровской Германии мобилизация чеченцев и ингушей сорвалась. В надежде на проигрыш СССР многие муллы и старейшины агитировали за уклонение от службы и дезертирство, указано в сборнике «Сталинские депортации. 1928—1953», выпущенном международным фондом «Демократия». Приказ НКО СССР отменил воинский призыв вайнахов весной 1942 года. В 1943 году призвали примерно 3000, лишь треть из которых прибыла на службу. Это сорвало формирование 114 Чечено-Ингушской кавалерийской дивизии.

Историк Василий Филькин указывает, что с гитлеровцами сражались 28 500 вайнахов. Из них к началу войны 9000 уже служили в РККА и 19 500 пришли по призыву или добровольно. Чеченское Общество ветеранов войны насчитывает 44 тыс. участников. На фронтах погибли 2300 чеченцев и ингушей, 10 вайнахов стали Героями Советского Союза.

Все вышеизложенное не оправдывает выселения десятков тысяч человек, от мала до велика. Возникали и необычные ситуации. Например, относительно служившего на Сахалине чеченца, родом из мест, подвергшихся депортации, долго не могли принять решение. Потом начальство поняло, что дальше Сахалина все равно сослать не удастся, и военнослужащий остался в рядах вооруженных сил.

Чечня после депортации

Чечено-Ингушскую АССР расформировали, часть территорий была передана сопредельным регионам, из остальных создали Грозненскую область. Ее первым руководителем в течение пяти лет, 1944—1949, был Иван Старчак, уроженец этих мест. К тому времени у него за плечами было участие в Великой Отечественной войне, как в регулярной армии, так и в качестве командира партизанского отряда. Старчак сделал неплохую карьеру, не завалив ни один участок работы. В 1920—1924 годах служил в войсках ВЧК-ОГПУ, но в операции «Чечевица» (так именовалась депортация) не участвовал.

Председатель Грозненского облисполкома, Старчак, пропадал на работе сутками — было много дел. Прежде всего, надо было налаживать работу новообразованной Грозненской области — задачи стояли весьма непростые. На места, освободившиеся от депортированных, прибыли переселенцы. Как пишет доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института российской истории РАН Николай Бугай, новые контингенты стали прибывать уже в 1944 году, но массовое переселение началось в 1945-м после постановления №54 СНК СССР от 8 января. Из западных и центральных областей РСФСР должны были прибыть в Грозненскую область 2000 колхозных хозяйств. Набор и отправка семей переселенцев возлагались на председателей облисполкомов, которые должны были выполнить поставленную задачу до 15 марта того же года. Всего в Грозненскую область планово переселили 78 500 человек из России, Украины, Молдавии и Армении. Активно заселялась Чечня осетинами из Осетии и Грузии. Переселение таких масс разной этнической принадлежности создавало новый баланс сил. Было важно не допустить межэтнических столкновений. Всех этих людей нужно было принять, разместить, обеспечить едой и работой. Процессом руководил Иван Старчак. Все прошло максимально организованно и без серьезных инцидентов.

Еще одной головной болью Старчака стала экономика. Как отмечает кандидат экономических наук, преподаватель Чеченского госуниверситета, Мовла Осмаев,  депортация разрушила хозяйственные связи и продолжала негативно сказываться на протяжении ряда лет, в первую очередь — нехваткой рабочей силы. Трест «Октябрьнефть» утратил 65% рабочих. По промыслам Ойсунгур потери были еще выше — 70%. Не добрали 14 267 т нефти, из которой не выработали свыше 5600 т бензина.

Грозненский нефтекомбинат в 1944 году выполнил план всего на 80,5%, по разным видам продукции от 77 до 91,7%. Кроме того, годовое задание провалила местная промышленность и кооперативы, не выпустив продукции более, чем на 5 млн рублей. Самые серьезные потери понесли предприятия с большой концентрацией национальных кадров. Село испытывало нехватку посевного материала, рабочего скота.

Партийно-хозяйственные органы Грозненской области под руководством Ивана Старчака успешно справились с кризисными явлениями. Именно в период с 1944 по 1949 гг. он был награжден орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почета». В 1945-м Иван Старчак был отмечен орденом Отечественной войны I-й степени .

После руководства Грозненской областью Старчака перевели в Дагестан. Но основная часть его жизни была связана с восстановлением Чечено-Ингушской АССР. Депутат Верховного совета СССР 2-го созыва на пенсию Старчак ушел в 1963 году, из жизни — в 1985-м, в Грозном.