18/12/17

Как и почему случился «Чёрный октябрь» 1993 года

Начавшиеся с января 1992 года экономические реформы под руководством Б.Н. Ельцина и Е.Т. Гайдара привели к падению жизненного уровня значительной части населения страны. Большая часть законодателей России во главе с председателем Верховного Совета Р.И. Хазбулатовым, а также вице-президент России А.В. Руцкой, избранный на этот пост в тандеме с президентом Ельциным в июне 1991 года, подвергли резкой критике проводимый курс.

Ранее Съезд народных депутатов большинством голосов дал карт-бланш Президенту и Совету Министров на проводимую теми политику. 1 ноября 1991 года 5-й внеочередной Съезд 1-го (и последнего, как оказалось) созыва, в виду тяжёлой экономической ситуации, предоставил Ельцину чрезвычайные полномочия сроком на 13 месяцев. Ельцин занял пост главы правительства (фактическим премьером в ранге заместителя председателя Совмина стал Гайдар) и получил право издавать чрезвычайные указы в экономической сфере, имеющие силу закона. Теперь же недавние союзники Ельцина выступили против него.

1 декабря 1992 года, по истечении периода особых полномочий Ельцина, собрался 7-й Съезд народных депутатов. Он отказался утвердить внесённую Ельциным кандидатуру Гайдара на пост главы правительства и попытался ограничить полномочия исполнительной власти. В ответ сторонники Ельцина устроили бойкот заседаниям Съезда. При посредничестве председателя Конституционного суда В.Д. Зорькина состоялись переговоры, на которых Ельцин согласился назначить премьером В.С. Черномырдина, а руководители оппозиции – снять предложенные поправки к Конституции, ограничивающие власть Президента. На 11 апреля следующего года был назначен референдум по предлагаемому Ельциным проекту новой Конституции России.

Весной 1993 года на фоне растущих в стране инфляции и безработицы, падения промышленного производства развернулся новый виток политического кризиса. 8-й (внеочередной) Съезд нардепов отменяет решение о референдуме и принимает отклонённые ранее поправки к Конституции. Ельцин характеризует это как нарушение декабрьских договорённостей, приостанавливает действие Конституции и объявляет не предусмотренный ею «особый порядок управления». Фактически это уже было попыткой отстранить от власти Съезд народных депутатов и провести то, что удалось сделать потом, в сентябре-октябре 1993 года. Однако пока руководители силовых ведомств не были готовы поддержать Ельцина в решительных действиях. В результате собравшийся тут же 9-й (внеочередной) Съезд смог поставить вопрос об отрешении Ельцина от должности Президента.Но когда те же депутаты ещё в ноябре 1990 года учреждали должность Президента, они приняли, что он может быть отрешён только двумя третями голосов от общего числа нардепов. Теперь за снятие Ельцина проголосовало большинство (60%) депутатов, но требуемого конституционного большинства импичмент не набрал.

Тогда Съезд большинством голосов назначил на 25 апреля проведение референдума по четырём вопросам: доверие Президенту Ельцину, одобрение проводимой им и правительством социально-экономической политики, досрочные выборы Президента, досрочные выборы Съезда. Тогда же Конституционный суд вынес вердикт, что голосование по двум первым вопросам носит рекомендательный характер, а решения по 3-му и 4-му вопросам должны приниматься большинством от общего количества избирателей в стране. Ни по одному вопросу не было собрано абсолютного большинства голосов за то или другое решение. По первым двум вопросам Президент и его курс получили доверие большинства проголосовавших. За перевыборы Президента высказались 49,5% пришедших на референдум, за перевыборы Съезда – 67,2%, что составило, однако, всего 43,1% общего числа избирателей. Сложившуюся в результате референдума политическую ситуацию многие наблюдатели характеризовали как патовую. Вслед за этим в Москве была жёстко разогнана демонстрация в праздник 1 мая, которую оппозиционные силы сделали демонстрацией политического недоверия Президенту.

Однако в стане сторонников Ельцина итоги референдума были сочтены достаточным легитимным основанием для роспуска Съезда и изменения Конституции. 1 сентября Ельцин издал указ об отстранении от должности вице-президента Руцкого, хотя, согласно действовавшей Конституции, это мог сделать только Съезд. Вечером 21 сентября 1993 года Президент издал знаменитый указ №1400, согласно которому отменялась действующая Конституция, распускался депутатский корпус, вводился временный порядок управления страной, на 12 декабря назначались референдум по новой Конституции и выборы в новый законодательный орган – Государственную Думу. С этого указа в Москве началось уличное противостояние силовых структур и защитников Съезда и действующей Конституции.

Противостояние развивалось постепенно. Оппозиция полагала, что Президент пойдёт на уступки, а тот пока не прибегал к излишне жёстким действиям. 22 сентября Конституционный суд квалифицировал указ Ельцина как антиконституционный. В тот же день Верховный Совет объявил о прекращении полномочий Президента Ельцина в связи с нарушением им Конституции и о переходе полномочий Президента к Руцкому. 24 сентября собравшийся 10-й (внеочередной) Съезд утвердил это решение. Съезд не имел доступа к СМИ, поэтому об его решениях узнавали только благодаря деятельности активистов, а также некоторых сочувствовавших ему региональных руководителей. Место проведения Съезда несколько раз блокировалось и разблокировалось ОМОНом. Происходили уличные столкновения. В последних числах сентября ОМОН начал непрерывную блокаду Дома Советов.

В ответ на это в воскресенье 3 октября активисты из общественных организаций, выступивших в поддержку Съезда, осуществили прорыв милицейского оцепления, после чего часть их попыталась провести захват телецентра Останкино. Защищавший здание телецентра спецназ «Альфа» открыл огонь на поражение по нападавшим и рассеял их. На следующий день, после обстрела Дома Советов из орудий танков Таманской дивизии, вызванных в Москву, лидеры оппозиции были арестованы.

В период, предшествовавший событиям сентября-октября 1993 года, Ельцин и его сторонники провели работу в силовых структурах и армейских частях и заручились их безусловной поддержкой на случай конфликта. Аналогичным действиям оппозиции мешала её рассогласованность, отсутствие конкретного лидера. Общественный протест против действий Ельцина также был разнородным, в основном со стороны совершенно не стыковавшихся между собой радикальных организаций коммунистической и националистической направленности (тогда и возникли термины «красно-коричневые», как сторонники Ельцина назвали его противников, и «коммуно-фашистский путч», которым власть окрестила действия оппозиции).