09/12/18

Как неонацисты праздновали день рождения Гитлера в СССР

Не прошло и десятилетия после Великой Отечественной войны, как в стране, победившей нацизм, объявились поклонники Гитлера. Самое странное, что власти с ними практически не боролись.

Альтернатива коммунизму

Движение неонацистов, активизировавшееся в СССР в конце 1970-х годов, не возникло на пустом месте. В отличие от других неформальных политических течений оно имело глубокие корни. Достаточно вспомнить, что почти миллион граждан Советского Союза воевали против своих соотечественников на сторона нацистской Германии.
Неудивительно, что некоторая прослойка послевоенной советской молодежи стала воспринимать нацизм, как альтернативу советской власти. Однако первое время неонацисты свои взгляды выражали подпольно, в связи с чем у нас мало преставления о их деятельности. Вплоть до начала 1980-х было зафиксировано лишь несколько десятков случаев неонацистских выходок.
Движения советских неонацистов 1950-70-х годов вписывались в две категории, которые можно условно назвать как «стиляги» и «политики». Первых, преимущественно старшеклассников и молодежь 18-22 лет, привлекала эстетика нацизма с ее культом красивого тела и тягой к классическим образцам искусства. Вторые, люди более зрелые, видели в нацизме идеологический инструмент для своих политических игр.

Не только подражая

Первой известной неонацистской организацией в СССР была группа киевских школьников, возглавляемых неким Ю. П. Юрченко 1939 года рождения. Свою организацию молодые киевляне назвали «СС Викинг», и ставила она перед собой довольно амбициозные цели: построение государства, основу которого составлял бы симбиоз национал-социалистических и коммунистических идей. Гитлер для них был скорее просто кумиром.
В декабре 1957 года против «СС Викинга» было возбуждено уголовное дело, однако вскоре его прекратили из-за отсутствия состава преступления.
Интересно, что на популярность молодежных неонацистских формирований повлиял сериал «Семнадцать мгновений весны» – один из первых в советском кинематографе, где так подробно была показана жизнь политических элит нацистской Германии.
Для людей более старшего возраста образцом для подражания был не столько Гитлер, сколько его идеология. Правда, имея довольно смутное представление о тонкостях национал-социализма, они делали акцент на одном из его важнейших компонентов – антисемитизме. Именно идеей уничтожения евреев была проникнута написанная в 1957 году программа «Русской национальной партии» Вячеслава Соленева, отколовшегося от группы Виктора Поленова «Народно-демократическая партия России». Впрочем, к 80-м годам взгляды Соленева несколько смягчились: он уже призывал различать «вредных и полезных евреев».
К неонацистам можно причислить и группу «Русская национал-социалистическая партия» Алексея Добровольского, действовавшую в Москве во второй половине 50-х. Хотя Добровольский и отрицал преклонение перед Гитлером, но все же признавал, что на него произвели неизгладимое впечатление «нацистские партийные жесты и ритуалы», а также «немецкая четкость».
Добровольский считал, что жертвы Второй мировой войны были на совести не Гитлера или Сталина, а Соединенных Штатов и «мирового еврейства», которым был выгоден общеевропейский конфликт.
В отличие от многих диссидентских групп нацисты были готовы заниматься не только демагогией, но и террором. Например, в 1963 году в Воронеже была раскрыта группа молодых людей, называвших себя «оасовцами-национал-социалистами». Они не только отмечали день рождения фюрера, но и носили найденные при раскопках ордена вермахта и даже намеревались воевать с Советами найденным там же немецким оружием. При обыске у них были изъяты автоматы и пистолеты, взрывчатка.

Прибежище маргиналов

С начала 1980-х годов неонацистские группировки стали действовать более раскрепощенно. Так, в апреле 1980 года 17-летний ученик 10 класса Виктор Якушев с группой товарищей устроил пикет у московской синагоги. Правда главарь позднее признался, что это было просто «проявление интереса к еврейству».
Русский нацизм 80-х становится прибежищем всевозможных групп маргиналов, которые находят в нем благодатную почву для выражения протестных настроений. Неслучайно идеологией нацизма увлеклись советские панки.
Так, в феврале 1984 года в записке председателя КГБ СССР Виктора Чебрикова говорилось: «В то же время несколько возросло распространение враждебных анонимных материалов, в которых авторы, главным образом из числа молодёжи и подростков, применяли фашистскую символику и выступали от имени так называемых «панков». В течение года имело место 49 таких проявлений».
К неонацистским формированиям все чаще стали приобщаться и дети высокопоставленных чиновников. «Золотая молодежь возвеличивает Гитлера и сожалеет об отсутствии в стране сильного лидера и железной дисциплины.

В открытую

В 1982 году произошло знаковое событие – неонацисты в день рождения Гитлера провели массовую манифестацию на Пушкинской площади в Москве. В журнале «Неприкосновенный запас» (за 2004 год) писалось, что манифестация на Пушкинской произвела громадное впечатление как на столичную интеллигенцию, так и на западные СМИ.
Советская пресса тогда молчала, а вот на Западе писали много. В том числе и о фашистской демонстрации в Кургане, в которой участвовало более 100 подростков с нарукавными повязками со свастикой и лозунгами: «Фашизм спасет Россию!».
Особая ситуация с неонацистским движением была в Прибалтике. Местные спецслужбы попросту закрывали на это глаза, называя нацизм «самобытной культурной составляющей народа». Так, еще в 1969 году таллиннский ансамбль «Пеолео» в одном из концертов исполнил строевую песню эстонских легионеров СС. А в 1980-м году в том же Таллине после концерта, посвященного очередной годовщине освобождения города от немцев, в толпе слушателей возникла группа подростков с эмблемой свастики, которая выкрикивала «Хайль Гитлер!». Реакции от властей не последовало.
Близость к Прибалтике повлияла на процветание неонацизма и в Ленинграде. Есть свидетельство о группе хулиганов-неонацистов, повредивших в июне 1982 года большинство статуй Летнего сада. А в 1987 году произошло более резонансное событие. 20 апреля, в день рождения Гитлера, две колоны молодых людей в черных рубашках со свастикой промаршировали по Невскому проспекту. Подобный демарш прошел и в Петергофе.
Позднее неонацисты отметились массовым осквернением еврейских могил, а 25 апреля с криками «Бей жидов, спасай Россию!» группа подростков пыталась разгромить Ленинградскую синагогу. Милиция северной столицы при этом безучастно наблюдала за происходящим.

С подачи КГБ?

В западных СМИ нередко задавались вопросом, почему в 80-х в СССР прокатилась волна неонацистских выступлений при практически полном попустительстве властей. Возникло предположение, что эти акции были санкционированы структурами КГБ, чтобы на фоне массового общественного возмущения обвинить правительство в бездействии и взять власть в свои руки.
Многие отмечали, что о митинге неонацистов на Пушкинской площади было известно заранее. К примеру, в московских школах отговаривали учеников появляться 20 апреля на Пушкинской площади. Запретный плод как известно сладок, и в итоге молодежи там оказалось предостаточно. Особенно много на площади было болельщиков.
Очевидцы рассказывали, что едва началась демонстрация, как между фанатами и неонацистами завязалась драка. Милиция долгое время выступала в качестве пассивных наблюдателей и лишь в конце побоища для проформы задержала несколько болельщиков и нацистов.
Вот что рассказывал один из представителей молодежного движения «люберов»: «Мы приехали на Пушкинскую. Здесь к нам подошел человек в штатском и сказал: “Сейчас соберутся пацифисты, соберутся нацисты. Ребята, надо разогнать”». Когда драка была в самом разгаре милиция начала выборочно загонять разгулявшуюся молодежь в автобус. А одному из наших сказали, продолжал «любер»: “Так, ты стой у автобуса, своих отбирай”».
Некоторые западные советологи даже утверждали, что КГБ в своих целях запустил процесс «фашизации системы». Впрочем, никаких доказательств своей теории они не привели. Последнее «нацистское дело» было зафиксировано в 1988 году, когда в Таллине арестовали некого Жолдина, планировавшего создать «Эстонскую национал-фашистскую партию». Но воплотить свою мечту в жизнь ему не дали.