В разгар холодной войны руководство СССР активно занималось освоением космоса и развитием атомной энергетики. Секретные советские военные спутники оснащались бортовыми ядерными установками: они были передовыми в плане энергонезависимости, что было очень выгодно для разведки. Но техника, как известно, иногда дает сбой. Громкий международный скандал случился с одним таким спутником «Космос-954», который 24 января 1978 года упал на территорию Канады, что привело к радиационному заражению 100 тысяч квадратных километров.
Проблемы на этапе разработки
Ученый, инженер, специалист в области ракетно-космической техники Александр Железняков посвятил данному инциденту статью «Авария спутника «Космос-954», которая была опубликована изданием «Секретные материалы» (№ 19 за 2004 г.). Автор отметил, что еще в первой половине 60-х годов ХХ века началась работа над созданием космических аппаратов, способных вести радиолокационную разведку. В сведениях, добытых с помощью такой техники, нуждался Военно-морской флот СССР.
Поначалу госзаказ на разработку спутников получило ОКБ-52 - бюро В.Н. Челомея, располагавшееся в подмосковном Реутове. Но затем знаменитый ученый-конструктор впал в немилость у властей и проект у него просто отобрали. Космические разведывательные аппараты доводили до ума уже в ленинградском ЦКБ-7, оно же – бюро «Арсенал». А производством бортовых ядерных энергетических установок для спутников занималось столичное ОКБ-670, ныне известное как НПО «Красная Звезда».
Возможно, тот факт, что над проектом работали конструкторы разных секретных учреждений, как-то повлиял не в лучшую сторону на качество этих космических аппаратов. По крайней мере, А.Б. Железняков написал в своей статье, что первый опытный образец «Космос-367», который вышел на орбиту нашей планеты 3 октября 1970 года, оказался неисправным. И выяснилось это всего через 110 минут после старта.
Впрочем, ученым тогда удалось избежать аварии. И спустя пять лет, после устранения всех выявленных недочетов, космические аппараты данной серии поступили в разведывательные части ВМФ СССР.
Неисправность или диверсия США
Злополучный спутник «Космос-954» стартовал 18 сентября 1977 года с космодрома Байконур и поначалу работал исправно. Но уже 28 октября аппарат вышел из строя, и с этого момента наземные службы его уже никак не контролировали.
«Почему это произошло, неизвестно по сию пору. Хотя версий на этот счет великое множество. От самой простой – выхода из строя корректирующего двигателя, до маловероятной, но допустимой, – применения против него лазерного оружия», – сообщал читателям А.Б. Железняков.
Как считают сторонники теории внешнего вмешательства, советский спутник был подбит американскими военными, когда пролетал над австралийским полигоном Вумера (Woomera), где испытывалось различное вооружение и осуществлялись секретные ракетные запуски.
Так или иначе, «Космос-954» стал неконтролируемо снижаться. По сути, авария была неизбежной, оставалось лишь ждать, когда неисправный аппарат окончательно перестанет сопротивляться земному притяжению. 6 января 1978 года отказали все бортовые системы, произошла разгерметизация спутника, и он стал терять высоту гораздо быстрее.
К тому времени информация о падающем «Космосе-954», который оснащен ядерной энергоустановкой, уже активно обсуждалась во всех мировых СМИ. К счастью, обломки спутника рухнули на пустынные северо-западные территории Канады, за пределами населенных пунктов. К тому же значительная часть из находившегося на борту отработанного ядерного топлива рассеялась на большой высоте. Из 37,1 кг радиоактивного вещества, которое выработала энергоустановка спутника с момента запуска, по подсчетам советских ученых, поверхности земли достигли лишь граммы, которые развеялись на участке около 100 тысяч квадратных километров.
«По иронии судьбы, фрагмент аппарата с частью ядерного реактора, в котором находился уран-235, упал неподалеку от канадского городка Ураниум-Сити», – отметил А.Б. Железняков.
Правда в "Правде"
Популярный писатель Владимир Губарев долгое время работал научным обозревателем газеты «Правда», освещая вопросы космонавтики и ядерной энергетики. В книге воспоминаний «Моя "Правда". Большие тайны большой газеты» (Москва, 2012 г.) автор рассказал о своей заметке, которую орган ЦК КПСС опубликовал в ответ на шумиху, начавшуюся в западной прессе после падения спутника «Космос-954».
«Один из основных законов создания ядерных установок – полная их безопасность даже в том случае, когда происходит авария. Именно так проектируются атомные станции и любые устройства, в том числе и работающие в космосе... Американские и советские конструкторы разрабатывают подобную технику таким образом, чтобы в любых случаях не произошло катастрофы», – писал В.С. Губарев.
При этом опытный журналист упомянул аналогичную аварию, случившуюся в 1964 году с американским спутником «Транзит», когда никаких радиоизотопов в атмосфере, по официальной версии властей США, обнаружено не было. Антисоветская истерия в западных СМИ сразу же прекратилась. Не исключено, что представители американской армии и спецслужб решили не раздувать скандал, чтобы среди населения страны не возникли вопросы об аварии собственного «Транзита».
Уже на следующий день после выхода заметки в «Правде» тогдашний госсекретарь США Збигнев Бжезинский заявил, что советский спутник не мог нанести особого вреда.
Признавая сам факт аварии «Космоса-954», власти СССР утверждали, что обломки советского космического аппарата могли вызвать лишь незначительное повышение радиационного фона, не представляющее никакой опасности.
В.С. Губарев в своих мемуарах приводил слова академика А.И. Савина: «Мы создавали систему морской разведки. Запускали ряд спутников. Один из них отказал и начал падать на Канаду. У меня начались грандиозные неприятности, меня укоряли, ругали, требовали объяснений. А я ничего не мог сделать, так как спутник вышел из-под нашего контроля. И вдруг появилась заметка в «Правде», которая успокоила всех. Претензии к нам были сняты...»
Требования Канады
Разумеется, точка зрения властей Канады на данный инцидент отличалась от официальной версии СССР. 2 апреля 1981 года после напряженной дипломатической переписки и препирательств в ООН стороны приняли документ «Урегулирование претензий Канады к Союзу Советских Социалистических Республик по поводу ущерба, нанесённого спутником «Космос-954» (Settlement of Claim between Canada and the Union of Soviet Socialist Republics for Damage Caused by «Cosmos 954»). Свои подписи под ним поставили заместитель министра иностранных дел СССР Никита Рыжов и посол Канады Джеффри Пирсон.
В этом документе, который был подписан в Москве, говорится о готовности СССР выплатить за причиненный ущерб компенсацию в размере 3 миллионов канадских долларов, в то время как пострадавшая сторона требовала 6 миллионов 41 тысячу 174 доллара США и еще 70 центов. А в случае отказа СССР от выплаты заявленной компенсации канадское правительство грозило требованием процентов за просроченное время, оставляя за собой право взыскать дополнительную плату за ущерб, который может возникнуть в будущем по причине радиоактивного заражения.
По уверениям канадцев, обломки советского спутника были обнаружены не только в пустынных районах северо-западных территорий страны, но также в провинциях Альберта и Саскачеван. При этом некоторые фрагменты космического аппарата оказались смертельно опасными, высокорадиоактивными. На это указывали результаты научного анализа, проведенного центром ядерных исследований Whiteshell (г. Пинава).
К слову, в вышеупомянутом документе ничего не сказано о людях, погибших или пострадавших в результате аварии «Космоса-954». Это значит, что ни у одного канадца с января 1978 года по март 1981 года не было выявлено никаких признаков заболевания, вызванного радиационным заражением. Если бы такие случаи имели место, наши оппоненты не преминули бы раструбить о них.
Последствия аварии
Точной информации, сколько именно СССР заплатил Канаде за расходы, понесенные при сборе и утилизации обломков спутника, ни у кого нет. Вернее, эти сведения засекречены. По данным А.Б. Железнякова, сумма компенсации могла составить от 3 до 7,5 миллиона долларов.
Естественно, американские спецслужбы не упустили представившуюся им возможность изучить секретные советские космические технологии. Именно сотрудники различных силовых ведомств США собрали и увезли с собой большую часть обломков «Космоса-954» – в рамках помощи канадским коллегам.
Советские спецслужбы (в частности ГРУ) рассматривали варианты отправки в Канаду нескольких диверсионных групп с целью сбора обломков, которые не должны достаться стратегическому противнику. Но в руководстве страны все-таки сочли, что риск слишком велик, учитывая огласку в прессе и возможность усугубления международного скандала в случае еще и задержания в Канаде советских шпионов.
После аварии и последовавшей истерии в СМИ Советский Союз приостановил запуски спутников данной серии, но ненадолго. И тут без эксцессов не обошлось. Например, 7 февраля 1983 года «Космос-1402», также оснащенный ядерной энергоустановкой, упал в районе Южной Атлантики. Запуски подобных космических аппаратов прекратились лишь в 1989 году. До сих пор 29 из них находятся на орбите нашей планеты, представляя собой потенциальную угрозу.
Кстати, американская космическая техника тоже время от времени выходила из строя. Например, упомянутый в заметке газеты «Правда» спутник «Транзит-5В», оснащенный ядерной энергоустановкой SNAP-9A, неудачно стартовал 21 апреля 1964 года. В результате аварии, как считают отечественные специалисты, в земной атмосфере рассеялись 950 граммов плутония-238. А 18 мая 1968 года случилась авария американской ракеты-носителя «Тор-Аджена-Д», которая должна была вывести на орбиту метеорологический спутник «Нимбус-В» с ядерной энергетической установкой SNAP-19B2 на борту.