30/03/20

Как закончилась бы Вторая мировая война, если бы Маннергейм перерезал Мурманскую дорогу

Железная дорога на Мурманск (Кировская железная дорога, как она официально называлась) была одним из главных путей, по которым ленд-лизовские грузы шли к армии и населению Советского Союза.

Война в Карелии

В Карелии и Заполярье, в отличие от остальных театров Великой Отечественной войны, сплошной фронт был только на отдельных направлениях, по сторонам дорог, по которым можно было снабжать войска. Немцы и их союзники, финны, сосредоточили здесь четыре группировки. В южной части Карелии действовала Карельская армия Финляндии. Севернее 3-й армейский корпус финнов наступал на Ухту. Ещё севернее 36-й армейский корпус немцев действовал вдоль железнодорожной ветки Куолаярви—Кандалакша. И на Мурманск у самого Баренцева моря наступал немецкий горнострелковый корпус «Норвегия».

С 29 июня по 10 июля 1941 года различные группировки вражеских войск перешли в наступление. Северным группам не удалось добиться поставленных целей и достичь Кировской железной дороги. Продвижение корпуса «Норвегия» было остановлено ещё на дальних подступах к Мурманску. 36-й корпус немцев сумел приблизиться на 40 км к Кандалакше. Наступление 3-го финского корпуса остановилось близ Ухты.

Наибольших успехов добилась финская Карельская армия. 28 сентября 1941 года ей удалось взять Петрозаводск. Здесь Кировская железная дорога к концу 1941 года была захвачена финнами на большом участке от реки Свирь до Медвежьегорска. Однако на сообщение Мурманска с остальной территорией Советского Союза это уже не имело большого влияния, поскольку в сентябре 1941 года начала действовать соединительная ветка между Сороками (ныне Беломорск) и Обозерской, на направлении, ведущем к Архангельску.

Наступательные действия немцев и их союзников на северном участке фронта завершились в 1941 году. С 1942 по лето 1944 года здесь велась позиционная война, ограничивавшаяся боями местного значения. Летом и осенью 1944 года оккупанты были изгнаны с территории советской Карелии и Заполярья.

Реальная угроза

Сухопутное сообщение Мурманска с остальным Союзом ССР было бы прервано, если бы противнику удалось взять какой-то пункт на участке Сороки—Мурманск или, конечно, сам Мурманск. В качестве порта Мурманск имел огромное значение уже потому, что мог использоваться круглогодично. Архангельск не смог бы стать полноценной заменой ему, так как на целых полгода он замерзает.

В направлении Кандалакши противнику удалось особенно близко подойти к Кировской железной дороге. Долгое время имелась реальная угроза разрыва этой важной транспортной магистрали. Скорее всего, немцы и финны реально оценивали её значение. Но для достижения цели у них не хватило сил.

Тем не менее интересно представить, как успешно смог бы обороняться Советский Союз, если бы с лета 1941 года был лишён таких важных элементов коммуникации с западными союзниками, как Мурманский порт и Кировская железная дорога. Для этого необходимо правильно оценить роль союзнических поставок в обороне СССР и роль Мурманска как одного из узлов этих поставок.

Микоян: без помощи союзников мы воевали бы лишних год-полтора

Оценки значения поставок из США и Британского Содружества для СССР в ходе Великой Отечественной войны колеблются между двумя крайностями. Одна – эти поставки вообще не сыграли существенной роли в обороне СССР. Часто приводится цифра 4%, характеризующая стоимость грузов, поставленных по ленд-лизу в СССР, по отношению к ВВП СССР в 1941-1945 гг. Другая крайность – без союзнической помощи все моторы в Красной Армии остановились бы, а население голодало бы, и СССР неминуемо проиграл бы войну.

Представляется, что можно довериться искренности оценки союзнических поставок, данной маршалом Жуковым в беседе с писателем Константином Симоновым:

«Американцы нам гнали столько материалов, без которых мы бы не могли формировать свои резервы и не могли бы продолжать войну… Получили 350 тысяч автомашин, да каких машин!.. У нас не было взрывчатки, пороха. Не было чем снаряжать винтовочные патроны. Американцы по-настоящему выручили нас с порохом, взрывчаткой. А сколько они нам гнали листовой стали! Разве мы могли быстро наладить производство танков, если бы не американская помощь сталью?»

Историк академик Георгий Куманёв высоко оценивал также роль продовольственных поставок в СССР из США и стран Британского Содружества, подчёркивая, что «эта помощь сыграла немалую роль в достижении победы над общим врагом». Он же приводит слова члена ГКО Анастаса Микояна: «Без ленд-лиза мы бы наверняка ещё год-полтора лишних провоевали».

Будем отталкиваться от этой оценки информированного участника событий: поставки по ленд-лизу приблизили победу СССР над нацистской Германией примерно на 12-18 месяцев. Без этой помощи победа пришла бы не ранее весны, лета или осени 1946 года, и то лишь если исключить возможность создания Германией за это время какого-то нового сверхоружия, вроде атомной бомбы.

Роль Мурманского порта: меньше четверти поставок по ленд-лизу

Теперь попробуем рассчитать, какое место в снабжении СССР материалами от западных союзников сыграли арктические конвои, Мурманский порт и Кировская железная дорога. Долгое время они представлялись в нашей литературе как главные имеющие ключевое значение в этих поставках. Следующим по важности назывался сухопутный маршрут через Иран и Закавказье.

В тени оставался путь во Владивосток через Тихий океан. Почему-то не было принято афишировать, что львиная доля грузов по ленд-лизу проходила в СССР из США под самым носом у союзника гитлеровской Германии – милитаристской Японии. И японцы никак не препятствовали этому! Между тем, сам такой факт служит свидетельством большого успеха советской дипломатии, обеспечившей нейтралитет Японии в советско-германской войне.

По валовым показателям грузооборота, пути поставок союзников в СССР распределялись так: через Тихий океан – 47,1%, через Иран – 23,8%, через Мурманск – 22,6%, через Чёрное море (в последний год войны) – 3,9%, воздушный мост через Аляску и Сибирь – 2,6%.

Таким образом, через Мурманск и Кировскую дорогу было поставлено менее четверти общего объёма помощи по ленд-лизу. Если бы СССР был лишён этого маршрута, и другие пути поставок не компенсировали бы этой потери, то срок, сосчитанный Микояном, следует сократить на три четверти. Победа над Германией в этом случае настала бы на 3-4,5 месяца позже, чем в реальности. То есть – где-то в августе-сентябре 1945 года.

Возможно, в этом случае Берлин пришлось бы брать американцам, а может быть, они сбросили бы на него атомную бомбу.