Штурм Рейхстага – одна из самых героических страниц последних дней Великой Отечественной войны. Ном мало кто знает, что до последнего патрона здание парламента Третьего Рейха пытались отстоять вовсе не «чистокровные арийцы», а иноземные батальоны «Ваффен-СС». Особенно бойцы Красной Армии изумились, увидев среди защитников Рейхстага собственных соотечественников – эстонцев.
«Тяготеющие к немцам»
В начале ХХ века города Прибалтики, основанные рыцарями Ливонского ордена, всё ещё сохраняли немецкий дух и в значительной степени немецкое население. Достаточно вспомнить, что именно в эстонском Таллине родился один из главных идеологов нацизма, Альфред Розенберг. Под культурное влияние немцев попадали и переселявшиеся в города эстонские селяне, к которым русские прежде относились покровительственно и с некоторой насмешкой (со времён Пушкина в литературу вошёл образ «убогого чухонца»). Не случайно один из персонажей романа Горького «Жизнь Клима Самгина» поручик Петров возмущался, что «живут они на границе, все эти латыши, эстонцы, чухонцы, и тяготеют к немцам». После 1917 года на карте действительно чуть было не появилось немецкое Балтийское герцогство.
Несколько отмежеваться от немцев эстонцы попытались во времена первой республики. Когда в 1934 году, в Эстонии установилась диктатура президента Константина Пятса, была распущена «Немецко-балтийская партия». Началась эстонизация немецких имён и фамилий. А непосредственно перед вхождением Эстонии в состав СССР страну покинуло большинство немцев.
Однако за 1 год, проведённый под властью Сталина, эстонцы возненавидели коммунистов. В этих условиях многовековые угнетатели – немцы – были восприняты частью населения практически как освободители. Когда в 1942 году началось формирование эстонского легиона СС, многие жители прибалтийской страны записались в него добровольцами. Впрочем, в 1943 и 1944 годах у эстонцев выбора уже не было – власти рейхскомиссариата Остланд перешли к прямой мобилизации местной молодёжи в легионы.
Эстонцы в «Ваффен-СС»
Попав на службу к преступному режиму, эстонцы сделались соучастниками преступлений нацистов. Бойцы эстонских подразделений СС, как считают российские историки, запятнали себя участием в карательных акциях против мирного населения на оккупированных территориях, убийством гражданских лиц и сожжением деревень. А в сентябре 1944 года, незадолго до освобождения Таллина, эстонцы вместе с немцами уничтожили 3000 еврейских узников трудового лагеря Klooga. Их вывели в лес и расстреляли. Так что готовность прибалтов беспрекословно подчиняться немецким хозяевам была неоднократно подтверждена на деле, даже когда фронт отодвинулся за сотни километров от Эстонии,
По некоторым данным, при обороне Берлина эстонские эсэсовцы отличились наряду с французской дивизией «Шарлемань» и скандинавами из дивизии «Нордланд».
«Последними защитниками Рейхстага были Ваффен-СС из эстонцев и французов, об этом мало пишут, а зря. Лучше бы прибалты и французы открыли бы свои исторические потёмки для своего населения», — с возмущением писал в 2017 году российский политик и публицист Эдуард Лимонов.
Впрочем, в достоверности этой версии есть значительные сомнения. Дело в том, что 1-я эстонская (20-я гренадерская) дивизия СС весной 1945 года воевала в Чехословакии, а впоследствии почти в полном составе попала в плен к советским войскам. Какой именно эстонский батальон мог быть задействован в обороне Берлина — информации нет.
В любом случае, для защиты Рейхстага гитлеровскому командованию не требовались самые надёжные и этнически безупречные части. В действительности это здание не имело для немцев того символического значения, которое приписывала ему советская пропаганда. Парламент в Третьем Рейхе был распущен еще в 1933 году «за ненадобностью». Во время Второй мировой войны в Рейхстаге работал цех по производству электронных ламп и госпиталь. Настоящим центром сосредоточения государственной власти в Берлине являлось здание Рейхсканцелярии, где находилась резиденция фюрера.