10/08/20

Какие несчастные случаи происходили при строительстве московского метро

Постройка Московского метрополитена в 1930-х годах сопровождалась шумной пропагандисткой кампанией. «Лучшее в мире метро» должно было стать одним из главных «фасадов» сталинского социализма. При этом «певцы Метростроя» замалчивали информацию о многочисленных несчастных случаях, неизбежных при тогдашнем уровне техники и низкой квалификации рабочей силы.

Легендарный «пожар в шахте No12»

Строительство первой очереди метро, официально открытой для пассажиров в мае 1935 года, продолжалась 4 года. В первые годы на стройке работало 36 тысяч человек, но так как метростроевцы не укладывались в планы, то с мая 1934 года количество строителей увеличили до 70 тысяч. Фактически основные работы «ударной стройки» были выполнены за один год.

В книге «Рассказы строителей метро», вышедшей в 1935 году, многократно подчёркивается героизм людей, работавших под землёй в тяжелейших условиях.

«Не было в Советском Союзе трудящегося, который бы не хотел принять участия в великом сражении Москвы с недрами, подземными речками, болотами, с разбушевавшейся при наступлении человека стихией», – уверяли авторы.

Однако из серьёзных происшествий в книге упомянут лишь пожар на шахте No12, на участке от площади Свердлова до площади Дзержинского. Как сообщал начальник Метростроя Павел Роттерт, возгорание случилось в одном из туннелей из-за неосторожного обращения с огнём (вероятно, кто-то рабочих закурил в неположенном месте). Подробности ЧП приводятся в статье парторга Метростроя Константина Старостина. По его словам, большинство рабочих спаслось через резервную шахту No12-бис. Однако уже после эвакуации в горящей шахте погиб инженер Чистяков, решивший лично убедиться в том, что все его подчинённые покинули опасный участок.

Пожару на шахте No12 столько страниц уделялось не случайно. Властям нужно было опровергнуть распространившуюся в народе версию о том, что во время пожара якобы погибла целая смена метростроевцев, а сама шахта стала «братской могилой».

Многие из опрошенных авторами рабочих рассказывают о своих производственных травмах и говорят, что родные сильно беспокоились за них. Однако другие смертельные случаи не упоминаются.

Несчастные случаи как повседневность Метростроя

Слухи о сотнях погибших на строительстве метро возникали в Москве неоднократно – уж больно страшно выглядел проседавший местами на поверхности грунт. Из-за подобных случаев властям пришлось расселить многие дома в центре столицы. Когда осенью 1933 года рухнул забор на шахте, москвичи шептались о том, что засыпало 300 рабочих, и что спасатели якобы целый день вывозили трупы.

Сохранившиеся архивные документы не подтверждают эти цифры. Однако и лакированный официальный образ Метростроя, где якобы почти не было «крупных аварий», не соответствовал действительности.

«Вследствие несоблюдения предписаний по технике безопасности, неопытности рабочих и технического персонала, а также чрезмерных темпов работы на стройке происходило множество несчастных случаев и аварий, – отмечает историк из немецкого Университета имени Альберта Людвига Дитмар Нойтатц. – Прежде всего комсомольцы в своём стремлении перевыполнить план нарушали все технические инструкции, что приводило к многочисленным несчастным случаям».

Исследователь опирается на статистику, согласно которой одних только пожаров до сентября 1934 года было 444 факта. Также в 1932-1933 годах произошло 408 несчастных случаев. По последующему периоду сводных данных нет, поэтому ответить на вопрос, сколько точно людей погибло при строительстве, затруднительно. Можно опираться лишь на отдельные свидетельства.

«В сообщениях метростроевцев упоминается в целом о 16 случаях травматизма со смертельным исходом, из них 6 произошли в результате обрушения, 4 – от поражения током, 1 – вследствие отравления угарным газом и 2 – при пожаре», – пишет профессор Нойтатц.

Впрочем, стоит отметить, что, по некоторым данным, в то же самое время велось строительство так называемого «Метро-2» – секретной глубокой ветки метрополитена. Скорее всего, здесь на работах активно использовали узников ГУЛАГа, и уж тут погибших вряд ли кто-то считал.