05/06/20

Какие секретные обряды существовали в секте хлыстов

Хлысты – пожалуй, самые известная секта, существовавшая в России в дореволюционные времена. Что же известно о практикуемых этим сообществом ритуалах?

Святой дух «во плоти»

Секта хлыстов возникла в середине XVII столетия в среде православного крестьянства. Члены секты называли себя «людьми божьими» или «христововерами». Появившееся несколько позднее название «хлысты» произошло, по одной из версий, от практикуемого в секте обряда самобичевания, по другой это было видоизмененное «христы».

Основателем секты считается крестьянин Костромской губернии Данила Филиппович (Филиппов). По преданию, в 1645 году в его плоть вселился сам господь Саваоф, дав людям 12 новых заповедей.

Общины хлыстов назывались «кораблями». Во главе каждого «корабля» стоял «кормщик», которого называли также «Христом». При нем состояла и «кормщица», которую звали «Богородицей», «матушкой» или «пророчицей».

Основное отличие хлыстовского учения от христианского состояло в том, что хлысты верили: Бог может воплощаться в человеке бесчисленное количество раз. Воплотиться он может только в тех людях, которые ведут аскетический образ жизни. Поэтому хлыстами проповедовались пищевое и половое воздержание. Хотя они не признавали церковную обрядность, но иногда посещали православную церковь в целях конспирации.

Оргии под видом «радений»

Свои богослужения («радения») хлысты проводили по ночам. Во время радений они занимались самобичеванием, например, хлестали себя по телу жгутами и прутьями, а также кружились на одном месте, что доводило их до состояния экстаза.

Часто хлыстам приписывают занятия «свальным грехом». Дело в том, что они отвергали церковный брак и семейные отношения, зато у них был термин «духовное сожительство», который трактовался очень широко. Плотское возбуждение, которое охватывало сектантов в процессе радений, трактовали как «сошествие духа Святого». Поэтому неудивительно, что «радения» часто переходили в настоящие оргии.

Понятно, что и хлыстов, и скопцов подвергали всяческим гонениям и при царской, и при советской власти. Тем не менее, отдельные общины продолжали существовать в России еще в 20-е годы прошлого столетия.