Всем известно, что станции московского метрополитена в годы Великой Отечественной войны служили москвичам убежищем во время бомбежек. В наши дни, когда одним из главных кошмаров человечества является угроза ядерной войны, да еще и под впечатлением суперпопулярного романа Глуховского «Метро 2033», возникает вполне закономерный вопрос: спасет ли метрополитен от атомной бомбы?
Московское метро как объект гражданской обороны
Метрополитен стали рассматривать как возможное убежище для населения едва ли не с момента строительства первых станций. После войны, когда метро прекрасно показало себя во время бомбежек, и когда стала очевидной опасность ядерных бомбардировок, все новые станции метро в СССР строились с учетом вероятного использования их в качестве объектов гражданской обороны.
В настоящее время метро Москвы, так же как и метро в других городах России (Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск и т.д.) рассчитано на два режима работы: транспортный и режим укрытия. Второй режим предназначен для защиты людей в условиях применения оружия массового поражения или стихийных бедствий.
Для этого метрополитен оборудован гермозатворами – специальными герметичными дверьми. Они способны выдержать самую мощную взрывную волну. Кроме того, гермозатворы призваны перекрыть доступ на станцию в случае, например, прорыва плывуна и наводнения.
В случае опасности ядерной атаки у москвичей будет от 10 до 15 минут, чтобы добежать до ближайшей станции. После этого гермодвери начнут закрываться.
У тех, кто окажется внутри, будет возможность пережить ядерный удар, а также выжить еще некоторое время после взрыва, поскольку метрополитен снабжен системой вентиляции, электрогенераторами и даже (если верить диггерам) запасами пищи и источниками воды на самый крайний случай. Все работники метрополитена прошли специальную подготовку и знают, как вести себя в чрезвычайных ситуациях.
Как только прозвучит сигнал о переводе метро в режим укрытия, все эскалаторы начнут работать только на спуск, гермодвери будут приведены в готовность, а затем, когда станция заполнится расчётным количеством людей (но не позже, чем через 10-15 минут), их закроют. При этом силы правопорядка будут иметь право открывать огонь по тем, кто попытается препятствовать закрытию дверей.
Кто спасется?
К сожалению, не все, кто добежит до метро и сумеет в давке и панике добраться до станции, превращенной в подземное убежище, имеют шанс выжить. Метро не спасет в случае прямого попадания ракеты. Даже во время Великой Отечественной, когда метро так хорошо показало себя в качестве бомбоубежища, был случай прямого попадания бомбы в перегон между двумя станциями Филевской линии (это станции «Смоленская» и «Арбатская»). Диггеры уверяют, что в этом месте и сегодня видны следы ремонта. Люди, которые были там в момент попадания и взрыва, погибли.
Впрочем, ядерные боеголовки, как правило, рассчитаны на взрыв на высоте 200 или 300 метров над землей. В этом случае метро будет вполне надежным убежищем.
Нельзя упускать из виду и еще одну опасность: воду. Даже если люди на станции метро благополучно переживут ядерный удар, они могут погибнуть в потоке грязи и песка из прорвавшегося плывуна. Плывунами называются участки грунта, насыщенные водой и плотно сжатые со всех сторон более плотной породой. Они были самыми главными помехами метростроевцев и продолжают причинять массу хлопот и сейчас. Причиной прорыва плывуна может стать, например, сильный удар. Относительно недавно из-за «селевого потока» были временного закрыты станции «Селигерская», «Верхние Лихоборы» и «Окружная». Станция «Маяковская» тоже подвержена подтоплению грунтовыми водами. Нетрудно понять, что в случае, если метро работает в режиме убежища, и при этом отказывает электрогенератор и перестают работать насосы, то людям, запертым между гермодверями, грозит гибель в воде.
Какие станции наиболее надежные?
Всего Московский метрополитен насчитывает 238 станций. Станций глубокого заложения, то есть, расположенных на глубине более чем 60 метров, в метрополитене Москвы больше 10. Это такие станции, как «Чеховская», «Тимирязевская», «Дубровка», «Петровско-Разумовская» и другие. Самая глубокая – «Парк Победы». Ее глубина – 73 метра.
Считается, что самыми безопасными в случае ядерной войны будут те станции, что расположены глубже других. Сложно сказать, насколько это верно, но системами жизнеобеспечения в равной степени снабжены станции как глубокого, так и неглубокого заложения.
Насколько близок к истине роман Глуховского «Метро 2033»?
Книга Глуховского – это не инструкция по выживанию в случае ядерной войны, а антиутопия, то есть, произведение в жанре ненаучной фантастики. Эта очень увлекательная книга, имеющая тысячи поклонников, и отчасти спровоцировавшая всплеск интереса к теме выживания в метро в случае ядерной катастрофы, все-таки весьма далека от реальности.
Самое главное – метро может стать лишь временным убежищем. Все системы жизнеобеспечения рассчитаны не более, чем на несколько суток. По истечении этого времени людям все равно придется выбираться на поверхность.
Какое будущее предсказал России американский пророк Эдгар Кейси