15/10/25

Какие татуировки делали себе женщины в СССР 

В советскую эпоху татуировки были мощным социальным маркером, прочно ассоциировавшимся с криминальным миром. В обществе, где ценилась «чистота» и идеологическая выдержанность, рисунок на коже становился клеймом, вызывающим осуждение. Для женщины наличие тату было еще более скандальным. Тем не менее вопреки всем табу, некоторые советские гражданки решались на этот шаг. Обычно их наколки были красноречивым отражением судьбы и социальной среды. 

Язык женской зоны

Большинство татуированных женщин в СССР принадлежали к криминальной среде. Женские тюремные татуировки, в отличие от развернутых «эпопей» мужских, были лаконичнее и эмоциональнее. Чаще всего они служили внешним проявлением глубоко личных переживаний. 

Самый распространенный сюжет — изображение ребенка, часто с нимбом или ангельскими крыльями, сопровождаемое именем: «Мой Коля», «Моя отличница Танюша». Эта татуировка была памятью об оставленных на воле детях и символом материнской тоски. 

Нередко встречались наколки с образом Богородицы с младенцем как символ заступничества и скорби. Также некоторые женщины могли увековечить портрет любимого мужчины. 

Традиционно свое отношение к миру и судьбе заключенные выражали через аллегории. Русалка с надписью «Люби свободу, как русалки воду» становилась метафорой тоски по воле. Оскаленная волчья морда с цитатой «Человек человеку волк» говорила о жестокости жизни и предательстве. Символом утраченной юности служил тюльпан на плече, означавший, что совершеннолетие девушка встретила в местах лишения свободы. 

Женщины на службе

В армейской и флотской среде, где татуировка была привилегией, которую нужно было заслужить, женщины с наколками встречались крайне редко. В данных случаях тату были не украшением, а свидетельством реального боевого опыта. 

Так татуировка с группой крови или символом рода войск (например, автомат) у женщины означала одно — она воевала наравне с мужчинами, находилась в «горячих точках» и прошла через реальные испытания. 

Девушки, служившие на флоте или работавшие на судах (радистками, стюардессами), могли позволить себе набить якорь — универсальный символ принадлежности к морскому братству. 

В портовых городах проститутки, обслуживавшие моряков, использовали татуировки как опознавательный знак для клиентов. Наколки с русалками и двусмысленными надписями вроде «Хочу рыбку съесть и на шлямбур сесть» были частью их профессионального «антуража». 

Неформалы 1980-х

С расцветом молодежных субкультур в позднем СССР татуировка обрела новый смысл — она стала инструментом самовыражения и протеста против серой советской действительности. 

Хиппи украшали тела символами пацифизма (пацифик), индейскими мандалами и стилизованными цветами, проповедуя идеи любви и свободы. 

Металлисты выбирали более мрачные и сложные мотивы: кельтские орнаменты, изображения демонов и мифических существ, подчеркивая свою связь с мистикой и мощной музыкой. 

Панки были наиболее радикальны. Их татуировки — рваные, агрессивные, часто сделанные кустарно — были призваны шокировать и демонстрировать тотальное отрицание всех общественных норм.