Стремление к возврату СССР 26 тысяч км² турецких территорий, некогда принадлежащих России, по мнению ряда политических деятелей, положило начало Холодной войне между Советским Союзом и коалицией западных государств.
Сталин начал…
Понимая, что после окончания Великой Отечественной войны политическая карта мира неизбежно изменится, И. В. Сталин еще в марте 1945 года начал предпринимать решительные действия по укреплению дальнейшего, послевоенного, господства СССР на мировой арене. Советским Союзом были денонсированы советско-турецкие соглашения, заключенные в 1925 году. В 20-х годах Турции передали закавказские территории, которые принадлежали Российской империи со второй половины XIX века. Сталин предлагал туркам их вернуть обратно, чтобы впоследствии разделить между Грузией и Арменией.
Речь шла о Карской области, юге Батумской области и Сурмалинском уезде (бывшая Эриванская республика). Как считал бывший министр иностранных дел России Игорь Иванов, на самом деле Сталина в основном интересовал доступ к Черноморским проливам, а при помощи территориальных претензий СССР просто давил на Турцию.
Турков поддержали англичане и американцы
Отвергнув все предложения Советского Союза по территориальным уступкам, Турция заручилась поддержкой в этом внешнеполитическом вопросе со стороны Великобритании и США. На Потсдамской конференции, состоявшейся в июле 1945 года, Черчилль выразил свою обеспокоенность тем, как протекают советско-турецкие переговоры. Молотов доложил, что в результате переговоров с турецким послом Селимом Сарпером советская сторона обозначила свою позицию по поводу территориальных претензий СССР к Турции. Доводы Советского Союза выражались в том, что союзный договор между странами позволит осуществлять совместную защиту новых границ СССР и Турции. Вместе с тем, советская сторона считает несправедливым отторжение ряда областей от Грузинской и Армянской ССР – их надо бы вернуть обратно. Кроме того, Молотов заявил о необходимости пересмотра результатов конвенции Монтре (1936 год), согласно которой проливы Босфор и Дарданеллы перешли под суверенитет Турции – СССР хотел бы устроить там военно-морскую базу. Впоследствии на конференции и Сталин подтвердил, что, контролируя эти проливы, небольшая Турция, поддерживаемая Великобританией, «не дает ходу» такой державе как Советский Союз. Молотов «на крайний случай» соглашался и на проливы, без территориальных уступок со стороны Турции.
В качестве «аргумента» в пользу территориальной экспансии в пользу СССР советская сторона называла возвращение миллионной диаспоры армян, которые проживали после отторжения Турции от России на территории иностранного государства – якобы армяне после территориального передела сразу захотят вернуться на историческую родину.
Грузия и Армения тоже «за», но с оговорками
Руководители Грузинской и Армянской ССР горячо поддержали проект пересмотра советско-турецких соглашений. Однако возникли разногласия по поводу дележа «шкуры неубитого медведя» – Армении планировалось передать львиную долю возвращенной территории, чем грузинское руководство оказалось весьма недовольно – они считали, что справедливо все поделить пополам.
В кулуарах Кремля велись разговоры о том, что в случае удачной реализации данного проекта СССР не остановится на достигнутом и будет предъявлять новые территориальные претензии к туркам.
Чем все это кончилось
В конце лета СССР уже жестко обозначил свою позицию по отношению территориальных претензий к Турции, обратившись к этому государству с нотой, требовавшей участия в контроле над Босфором и Дарданеллами. Одновременно с этим у турецких границ советские войска начали военные приготовления. Ноту Турция отвергла, а ее западные союзники этот шаг полностью поддержали. В марте 1946 года У. Черчилль произнес знаменитую Фултонскую речь, где упомянул и о спорном «земельно-проливном вопросе» Советского Союза и Турции. Историки считают, что этот спорный вопрос сыграл не последнюю роль в начинающейся Холодной войне. В 1952 году Турция стала членом блока НАТО, и данное решение также связывалось с претензиями со стороны СССР.
Не прошло и трех месяцев после кончины И. В. Сталина, как МИД СССР официально объявил об отказе от претензий Турции в полном объеме – было очевидно, что этот процесс Советский Союз проиграл, параллельно осложнив внешнеполитическую ситуацию в мире не в свою пользу. Как потом в 1957 году отметил на Пленуме ЦК КПСС в своей привычной оригинальной манере Никита Сергеевич Хрущев, тогда «… плюнули в морду туркам…», в результате чего «… потеряли дружественную Турцию и теперь имеем американские базы на юге…».
Конвенция Монтре,согласно которой проливы Босфор и Дарданеллы перешли под суверенитет Турции.
Не совсем так. Проливы исторически были под турецким суверенитетом. И лишь оккупация Константинополя (Стамбула)войсками Антанты в 1919 году придала проливам статус «международные воды». Правительство Ататюрка этот акт Антанты никогда не признавало. И Конвенция Монтре лишь де-юре закрепила то, что и так было «де -факто».
Причем Конвенция Монтрё предоставляла право Турции закрыть во время военных действия проливы, если Турция сочтет, что есть угроза её безопасности.
Вот интересующие нас статьи.
» Статья 19
Во время войны, когда Турция не является воюющей стороной, военные корабли будут пользоваться правом полной свободы прохода и плавания в Проливах, на условиях, тождественных тем, которые указаны в статьях 10-18.
Однако военные корабли всякой воюющей Державы не будут иметь права проходить через Проливы, за исключением случаев, подпадающих под применение статьи 25 настоящей Конвенции, а также в случае помощи, оказываемой Государству, явившемуся жертвой нападения, в силу договора о взаимной помощи, обязывающего Турцию, заключенного в рамках Статута Лиги Наций, зарегистрированного и опубликованного согласно постановлений статьи 18 названного Статута.
В исключительных случаях, предусмотренных в предшествующем абзаце, не будут применяться ограничения, указанные в статьях 10-18.
Несмотря на воспрещение прохода, установленное выше в абзаце 2, военные корабли воюющих держав, прибрежных или неприбрежных к Черному морю, отделенные от портов своей основной стоянки, могут вернуться в эти порты.
Военным кораблям воюющих держав воспрещается производить в Проливах всякого рода захваты, осуществлять право осмотра и производить какие-либо враждебные действия.
Статья 20
Во время войны, когда Турция является воюющей стороной, постановления статей 10-18 не будут применяться: проход военных кораблей будет зависеть исключительно от усмотрения Турецкого Правительства.
Статья 21
В случае, если Турция считала бы себя находящейся под угрозой непосредственной военной опасности, она будет иметь право применять постановление статьи 20 настоящей Конвенции.
Военные корабли, которые, пройдя Проливы ранее использования Турцией возможности, предоставляемой ей предшествующим абзацем, оказались бы таким образом отделенными от портов своей основной стоянки, могут вернуться в эти порты. Условлено, однако, что Турция может не дать воспользоваться этим правом кораблям государства, позиция которого вызвала бы применение настоящей статьи.
Если Турецкое Правительство использует возможности, предоставляемые ему изложенным выше абзацем первым, оно уведомит об этом Высокие Договаривающиеся Стороны, а также Генерального Секретаря Лиги Наций.
Если Совет Лиги Наций большинством в две трети голосов решит, что меры, принятые таким образом Турцией, необоснованны и если таково будет равным образом мнение большинства Высоких Договаривающих Сторон, подписавших настоящую Конвенцию, то Турецкое Правительство обязуется отменить данные меры, а также те, которые были бы приняты в силу статьи 6 настоящей Конвенции…»
Турция воспользовалась правом, данным ей статьей 21. Статья 21 «В случае, если Турция считала бы себя находящейся под угрозой непосредственной военной опасности, она будет иметь право применять постановление статьи 20 настоящей Конвенции…».
Поэтому наши ноты были собственно говоря несколько надуманными. Но они имели под собой то основание, что Турция с самого начала Великой Отечественной войны, воспользовавшись статьей 21, закрыла свои проливы для прохода военных кораблей любых стран. Нам это было только на руку, так как посылать свой Черноморский флот в Средиземное море никому из наших флотоводцев и в голову не пришло бы. А вот немцам и итальянцам это решение Турецкого Правительства создало огромные проблемы. Гитлер и Муссолини страшно ругались. Однако Турция выдержала все бешеное давление и Гитлера и Муссолини и свои черноморские проливы для прохода их военных кораблей так и не открыла. Подводные лодки, торпедные катера и так далее немцам и итальянцам приходилось доставлять либо по Дунаю, либо привозить в разобранном виде по железной дороге в порты Румынии и там собирать. Но ни линкор, ни крейсер, ни даже миноносец по железной дороге не перевезешь. Поэтому у немцев и итальянцев всю войну на Черном море не было ни одного приличного боевого корабля. Да и подводные лодки – только небольшие и устаревшие второй серии (U-2, шесть штук) доставленные из Пиллау (где они были учебными) по автобану до канала с Дунаем, и далее по Дунаю спущенные в Черное море. А теперь только представьте себе, что в 1941 году на Черном море появился бы итальянский линкор с крейсерами и эсминцами сопровождения !!! Причем при полном господстве немецкой авиации в воздухе !! Что бы было ???
Про «Зеельфаке», о котором автор пишет: «В первой советской ноте от 12 июля 1941 г. обращалось внимание на пропуск турецкими властями 9 июля в Чёрное море через Проливы немецкого военного катера «Зеефальке» в нарушение действовавшей конвенции по Проливам».
Что такое «военный катер» ? Это, что ,торпедный катер ? Или катер- типа «Морской охотник» ? Уже вызывает подозрения. И недаром. Немного полазив по специализированным морским сайтам узнаешь, что некий буксирчик «Зеелфальке» засветился во время одной буксировке в 1929 году. Но между “Зеельфаке” автора и “Зеелфальке” — есть разница в написании. Ещё немного порывшись приходишь к выводу, что на самом деле был буксир “Зеелфальке”, который видимо чем-то изрядно озабоченный автор записал, как «Зеельфаке» :)))
Да, небольшой старенький (кайзеровской постройки) невооруженный буксирчик Зеелфальке под коммерческим флагом прошел проливы. А вот войдя в Черное море, скорее всего в Констанце, он получил носовое орудие и поднял флаг кригсмарине. И это ПРОБЛЕМА ???
Всегда надо помнить про то, что Турция с самого начала Великой Отечественной войны, воспользовавшись статьей 21 Конвенции Мотрё, закрыла свои проливы для прохода военных кораблей любых стран. Ещё раз внимательно. Это было ПРАВО , но не обязанность Турции закрывать проливы.
Показываю. Статья 21 «В случае, если Турция считала бы себя находящейся под угрозой непосредственной военной опасности, она будет иметь право применять постановление статьи 20 настоящей Конвенции….».
А статья 20 говорит «Во время войны, когда Турция является воюющей стороной, постановления статей 10-18 не будут применяться: проход военных кораблей будет зависеть исключительно от усмотрения Турецкого Правительства».
Итаке, Турция, являясь НЕ ВОЮЮЩЕЙ с тарной, тем не менее УСМОТРЕЛА для себя угрозу и закрыла проливы для прохода военных кораблей всех воюющих стран.
Нам это было только на руку, так как посылать свой Черноморский флот в Средиземное море мы не собирались. А вот немцам и итальянцам это решение Турции создало огромные проблемы. Они от Турции такой подлянки не ожидали и не побеспокоились заранее, за 2-3 дня до 22.06.1941 года, направить какой-нибудь итальянский линкор или хотя бы крейсер с «дружеским визитом» в Болгарию или Румынию. Гитлер и Муссолини страшно ругались, плевались и топали ногами. Однако Турция выдержала все бешеное давление и Гитлера и Муссолини и свои черноморские проливы для прохода их военных кораблей так и не открыла. Подводные лодки, торпедные катера и так далее немцам и итальянцам приходилось доставлять либо по Дунаю, либо привозить в разобранном виде по железной дороге в порты Румынии и там собирать. Но ни линкор, ни крейсер, ни даже миноносец по железной дороге не перевезешь. Поэтому у немцев и итальянцев всю войну на Черном море не было ни одного приличного боевого корабля. Немецкие подводные лодки – только небольшие и устаревшие второй серии (U-2, шесть штук) доставленные из Пиллау (где они с 1939 года были учебными) по автобану до канала с Дунаем, и далее по Дунаю спущенные в Черное море. А теперь только представьте себе, что в 1941 или в 1942 году в Черном море появился бы итальянский линкор с крейсерами и эсминцами сопровождения ! А также 5-6 немецких подводных лодок новейших к тому времени проектов. Причем при полном господстве немецкой авиации в воздухе !! Что бы было ?
К сожалению сразу после войны мы ответили Турции черной неблагодарностью – решили отобрать у неё часть территории. И более того, турки даже были готовы нам отдать требуемые нами территории. Но тут случилось непредвиденное. Вопли радости из Еревана были настолько громкими, что быстро достигли ушей Тбилиси. И грузины возмутились тем, что по раскладу свыше 80 % отторгаемых от Турции территорий должно будет отойти Армянской ССР. Тбилиси потребовал значительно увеличить свою долю, где-то до 60 %. Ереван категорически возражал. Вопрос дележа шкуры ещё не убитого медведя рассматривался в Политбюро. Но пока рассматривался — капитулировала Япония. После капитуляции Японии США и Англия более в нас не нуждались. И они дали гарантии территориальной целостности Турции. То есть мы сами оттолкнули Турцию от себя и толкнули её в объятия США и Англии. А затем Турция понятно, что вошла и в блок НАТО.
Именно тогда, в 1945 году, когда СССР подводил идеологическое обоснования для отторжения турецких территорий, политработниками и была вброшена идея обвинить Турцию в “мыслепреступлении”. Мол, Турции «замысливала» якобы напасть на нас в случае, если бы немцы возьмут Сталинград.