18/05/22

Какой болезнью так боялся заразиться Сталин от Якова Свердлова

За всю свою жизнь Сталин перенес немало заболеваний: и тиф, и оспу, и ревматизм. Однако определенным недугом вождь боялся заразиться именно от Якова Сверлова. Предположительно, данное обстоятельство сыграло немаловажную роль в том, что Сталин и Свердлов разъехались во время Туруханской ссылки.

Несчастные случаи и болезни

Как утверждает Елена Прудникова, автор книги «Сталин: второе убийство», даже в детстве Иосиф Джугашвили не обладал крепким здоровьем. Однажды будущий вождь серьезно ушиб руку: в суставе развилось нагноение, а потом – заражение крови. Тогда мальчик чудом остался жив, однако с возрастом поврежденная рука начала сохнуть и в конце концов частично утратила свои функции. В другой раз Сталин попал под фаэтон, в результате чего получил травму ноги. С годами советскому лидеру пришлось даже носить специальную обувь. Однако состояние здоровья Сталина ухудшалось не только благодаря несчастным случаям, но и болезням.

Если верить Евгению Гуслярову, а точнее охраннику Сталина, Эгнатошвили, на которого ссылается автор издания «Сталин в жизни», еще в младенчестве Иосиф перенес тиф, а в 6-летнем возрасте переболел оспой. Соответствующие отметины остались на его руках и лице на всю жизнь. В молодости Иосиф Виссарионович заразился туберкулезом легких. По словам авторов книги «Вождь», Асхада Шэуджена, Евгения Харитонова и Георгия Галкина, тогда туберкулезом нередко болели целыми семьями: есть версия, что первая жена Сталина Екатерина Сванидзе умерла именно от этого недуга. Впрочем, сам Джугашвили, скорее всего, подхватил туберкулез в одной из очередных ссылок.

Заразный недуг

Как бы то ни было, Сталин, однажды перенесший туберкулез, не желал переживать это во второй раз, а потому очень боялся заразиться страшным недугом вновь. Как утверждает Роман Браккман, автор книги «Секретная папка Иосифа Сталина: скрытая жизнь», именно туберкулез стал причиной отдаления вождя от Ивана Товстухи, который был личным помощником генерального секретаря. В 1927 году в свет вышла первая биография Сталина, принадлежавшая перу Ивана Павловича, а спустя несколько месяцев у Товстухи обнаружили туберкулез. По словам Браккмана, Иосиф Виссарионович в страхе тут же уволил Товстуху.

По этой же причине Сталин в годы своей революционной молодости сторонился и Якова Свердлова. Тот тоже страдал открытой формой туберкулеза. Как пишет Олег Слуцкий в своей книге «Иллюзия будущего?», туберкулез, а вовсе не «испанский» грипп, свел Свердлова в могилу в 1919 году. Примечательно, что В. М. Соловьев на страницах своего учебника «Две империи: Россия от начала XIX века до новейшего времени» сообщает о том, что Яков Михайлович туберкулезом никогда не страдал. Он был крепким молодым мужчиной. К тому же, по мнению Соловьева, Сверлов не смог бы скрыть от окружающих кашель и кровохаркание, которыми сопровождаются тяжелые формы туберкулеза.

Расставание и дальнейшее состояние здоровья

Тем не менее Сталин, по утверждениям многих историков, действительно боялся заразиться от Свердлова туберкулезом. Ситуация усугублялась тем, что еще до революции революционеры делили одну комнату на двоих в поселке Курейка Туруханского края. Туда Иосифа Виссарионовича и Якова Михайловича сослало царское правительство. Однако вместе Сталин и Свердлов не ужились и вскоре разъехались. Борис Илизаров, автор книги «Иосиф Сталин в личинах и масках человека, вождя, ученого», утверждает, что причиной разрыва стала не только нечистоплотность Сталина (известно, что вождь не любил мыть посуду), но и болезнь Свердлова.

Неизвестно, удалось ли Сталину уберечься от повторного заражения, но, если верить Борису Красильникову, автору книги «Сталин: помощники, тайна смерти», в 1926 году у Иосифа Виссарионовича действительно был диагностирован туберкулез, но недуг оказался уже застарелым и неактивным. Однако после смерти вождя вскрытие его тела выявило патологические изменения в верхушке правого легкого. По словам Илизарова, на фонограммах с записями речей Сталина отчетливо слышно его тяжелое, неполное дыхание. Мало того, в последние месяцы жизни лидера СССР мучила такая одышка, что он вынужден был отказаться даже от своей любимой трубки.