05/04/21

Какой шрифт запретил использовать Гитлер в Третьем рейхе

В январе 1941 года в нацистской Германии вышло новое постановление о запрете на так называемый готический курсив. С этого момента все печатные издания обязаны были пользоваться шрифтом Antiqua. Чем были вызваны такие перемены?

Уничтожение всего еврейского

Как пишет в своей книге «Они сражались за родину» Ицхак Арад, нацистская идеология предполагала полное уничтожение евреев. Отношение к представителям этой национальности в гитлеровской Германии было соответствующее. Причем, все гонения осуществлялись якобы исключительно на «законных основаниях». Так, если верить Михаилу Бредису, автору книги «Германия: из истории страны, языка и культуры», в 1935 году нацистские власти выпустили «Закон о защите немецкой крови и немецкой чести» и «Закон о гражданах Рейха». Согласно им, браки между евреями и теми, кто к таковым не относился, были строго запрещены.

Кроме того, нацисты фактически исключили евреев из экономической жизни Германии. В 1937 году в ходе начатой «ариизации» многие евреи лишились своего бизнеса и оказались в лагерях. С 1 января 1939 года, как утверждает Герман Розанов, автор издания «Германия под властью фашизма. 1933-1939 гг.», лицам еврейской национальности было запрещено владеть торговыми, промышленными и ремесленными предприятиями. Евреи даже не могли уехать из страны. Борис Хавкин в своей книге «Расизм и антисемитизм в гитлеровской Германии» пишет о том, что в октябре 1941 года эмиграция представителей еврейской национальности была запрещена.

Ломая традиции

Вообще, в годы правления Адольфа Гитлера в Германии уничтожалось все еврейское и даже то, что напоминало таковое. 3 января 1941 года в свет вышло Постановление (Normalschrifterlass) за подписью Мартина Бормана и «от имени фюрера» о запрещении использования при письме готического курсива (Kurrentschrift). Об этом факте упоминает в своей книге «Психологический анализ почерка» и Юрий Чернов. С этого момента издатели книг, различной периодики, газет и журналов должны были отказаться от готического курсива. Да и аналогичным рукописным шрифтом пользоваться запрещалось. В школах детей начали учить по новому регламенту, который предусматривал письмо «нормальным» шрифтом (Antiqua).

Чем же объяснялись подобные нововведения? Дело в том, что нацисты, мягко говоря, отличались странным отношением к традиционным ценностям: порой они настаивали на их сохранении, а иногда и на их уничтожении. Ярким примером тому может послужить речь Адольфа Гитлера, произнесенная им в 1934 году в Нюрнберге. «Ваша предполагаемая готическая интернализация плохо вписывается в век стали и железа, стекла, бетона, женской красоты и мужской силы» — сказал тогда фюрер. Поэтому неудивительно, что, как указано в издании «Национал-социализм и немецкий дискурс» (W J Dodd, «National Socialism and German Discourse»), первый нацистский журнал, набранный шрифтом Antiqua, вышел еще в марте 1940 года. Примечательно, что издание предназначалось для распространения за рубежом.

Мифические и настоящее причины

Спустя несколько месяцев Гитлер принял решение окончательно отказаться от готического курсива. Нацистские власти следующим образом обосновали новое постановление: «Неверно считать так называемый готический шрифт немецким. На самом деле, так называемый готический шрифт состоит из еврейских букв Швабахера». Именно такой текст бюллетеня приводится в книге «Философия письма» (Elisabeth Birk, Jan Georg Schneider, «Philosophie der Schrift»). Швабахер (Schwabacher) является разновидностью готического письма, которая зародилась еще в XV веке. Вопреки заявлениям нацистов, до сих пор не существует никаких доказательств того, что этот шрифт каким-либо образом связан с еврейским народом и его историей.

Именно поэтому более правдоподобной представляется другая версия появления постановления Normalschrifterlass. Она основана на стремлении тогдашних германских лидеров к мировому господству. Дело в том, что использование готического курсива, по мнению нацистов, наносило вред немецким интересам в стране и за рубежом, потому что даже те иностранцы, которые знали немецкий язык, не могли его разобрать. Если верить Сильвии Хартманн, автору книги «Fraktur или Antiqua» (Silvia Hartmann, «Fraktur Oder Antiqua»), после отказа от Kurrentschrift в феврале 1941 году, Йозеф Геббельс записал в своем дневнике: «Наш язык действительно может стать мировым языком».