26/06/22
Фото: Ted Quackenbush / Wikipedia

Какую информацию нашли в черных ящиках со сбитого южнокорейского Боинга над Сахалином

Инцидент, произошедший в первую сентябрьскую ночь 1983 года, до сих пор не дает покоя ни экспертам, ни обывателям. Корейцы много лет мечтали получить «черные ящики» для того, чтобы хоть немного приоткрыть завесу тайны. В 1992 году Борис Ельцин наконец передал самописцы президенту Республики Корея Ро Дэ У, который оказался разочарован их содержимым.

Инцидент над Сахалином

В ночь на 1 сентября 1983 года советский истребитель-перехватчик Су-15 двумя ракетами сбил южнокорейский самолет Boeing 747 авиакомпании Korean Air Lines, нарушивший воздушную границу Советского Союза. Все произошло над проливом Лаперуза неподалеку от острова Сахалин. Boeing 747 следовал по маршруту Нью-Йорк-Анкоридж-Сеул. На момент катастрофы самолет отклонился от курса более чем на 500 километров. Воздушное судно упало, врезавшись в воду. В результате трагедии погибли 269 человек: 246 пассажиров и 23 члена экипажа.

Весь мир был потрясен случившимся. Поэтому неудивительно, что поначалу Москва вообще отрицала свою причастность к инциденту. Как пишет Леонид Млечин в своей книге «Красная монархия», главную скрипку играл министр обороны Дмитрий Устинов, который был уверен в том, что «никто ничего не докажет». Тогдашний генсек Юрий Андропов соглашался с Устиновым. Потом руководство страны все же сообщило, что по самолету был отрыт огонь, но летчики промахнулись. И только спустя неделю власти признали, что самолет был сбит и выразили сожаление в связи с количеством погибших.

Поиски самописцев и причины трагедии

Это трагическое происшествие резко испортило отношения между Востоком и Западом. Масла в огонь подливала версия, которой придерживался и Юрий Андропов. Согласно ей, данное нарушение границы СССР, являлось провокацией американских спецслужб. Однако ответ на главный вопрос, который мог раскрыть большинство тайн в этой истории, находился в так называемых «черных ящиках», бортовых самописцах, фиксирующих все данные о полете, в том числе переговоры пилотов между собой и с землей.

Однако «черные ящики» исчезли в пучине вод, как и все жертвы этой трагедии. В поисковой операции принимали участие и СССР, и США, и Япония. Через несколько недель удалось отыскать и поднять со дна самописцы. Расследование, проведенное советской стороной, привело специалистов к выводу о том, что рядом находился американский самолет-разведчик RC-135, который на радарах слился в одну точку с гражданским судном. Корейские же пилоты положились на автопилот и даже не подозревали о том, где они находятся на самом деле.

«Черные ящики», оказавшиеся многоточием

Таким образом получалось, что 269 человек погибли из-за ошибки не только советских летчиков, но и корейских пилотов. К тому же комиссия Международной гражданской авиации (ИКАО) заключила, что автопилот на Boeing 747 был настроен неверно. Однако произошедшая трагедия долго не давала покоя ни обывателям во многих странах мира, ни политикам. Это было обусловлено ложью Советского Союза, из-за которой к стране было подорвано доверие. Терзалась сомнениями и Южная Корея, которая желала получить «черные ящики» и поставить наконец точку в этом деле.

Только 14 октября 1992 года президент России Борис Ельцин передал южнокорейскому лидеру Po Дэ У «черный ящик» со сбитого в 1983 году самолета. Южнокорейской стороной, по словам дипломатов, это было воспринято как акт высшего доверия между странами. Однако военный историк Владимир Дайнес в издании «История России и мирового сообщества» упоминает о том, что почти никаких материалов в самописцах не было: полетные данные отсутствовали, переговоры пилотов оказались копиями, а некоторые пленки вообще были записаны задом наперед. В связи с этим корейцы предположили, что записи были уничтожены еще советскими спецслужбами.