14/01/21

Катынская трагедия: почему первыми о ней рассказали немцы

В ноябре 2010 года Государственная дума выступила с заявлением, в котором признавала, что расстрел в период Великой Отечественной войны польских военнопленных в Катыни под Смоленском был совершен по прямому указанию Сталина и других руководителей СССР. Таким образом, наше государство подтвердило еще раз, что считает именно СССР ответственным за убийство более чем 4 тысяч поляков под Смоленском. Впервые это было признано еще Горбачевым в 1990 году. В 1993 году уже Ельцин каялся за это злодеяние во время своего визита в Варшаву. И вот, при президенте Медведеве Россия вновь подтверждает свою вину.

Казалось бы, с вопросом о «Катынском злодеянии» все ясно.

Однако, при более внимательном рассмотрении фактов, это ощущение исчезает. Более того, существуют две абсолютно противоречащие друг другу версии о том, кто же все-таки расстрелял поляков.

Официальная версия: это сделали палачи из НКВД

Польские граждане, оказавшиеся в плену на территории СССР после того, как 17 сентября 1939 года восточные области Польши были заняты РККА, были направлены в созданные для этого лагеря – Осташковский, Козельский, Старобельский, Юхновский и другие. Всего в плен первоначально было взято более полумиллиона человек, подавляющее большинство из которых вскоре было отпущено. В плену остались лица, выказывавшие наиболее непримиримые антисоветские взгляды, по большей части это были представители офицерства, польские помещики и т.д.

В 1940 году по распоряжению Берии эти люди были расстреляны. Для этого их вывезли из концлагерей. Под Смоленском оказались заключенные из Козельского лагеря.

Массовые захоронения (4 421 человек) польских офицеров в Катынском лесу под Смоленском были обнаружены немцами в 1943 году. Оккупационные власти провели и первое расследование. Под руководством видного судебного эксперта Бутца была произведена эксгумация тел. Выводы были таковы: все казненные убиты выстрелом в затылок, у всех связаны руки, обрывки газет на телах датированы началом 1940 года, возраст деревьев на могилах – три года и т.д. Все эти факты свидетельствуют о том, что немцы наткнулись на свидетельство преступления НКВД.

Разумеется, пропагандистская машина Рейха немедленно воспользовалась этим обстоятельством. Рассказы о чудовищных преступлениях Сталина должны были рассорить союзников, ведь к 1943 году уже было ясно, что в войне наступил перелом, и победа Германии совсем не очевидна.

Другая точка зрения: это сделали немцы

Тогда же, в 1943 году, как только Смоленская область была очищена от оккупантов, советское правительство предприняло собственное расследование. Руководил созданной для этого комиссией академик Бурденко. Обследовав более чем 900 трупов, комиссия пришла к выводу, что поляки были расстреляны немцами. В 1941 году, когда Красная Армия стремительно отступала, эвакуировать поляков просто не успели. А нацисты поступили с польскими военнопленными так, как поступали со всеми «унтерменшами».

Заключение комиссии Бурденко сегодня не признается сторонниками официальной версии, считающими, что доказательства, обнаруженные советской стороной – письма и газеты, датированные второй половиной 1940 и 1941 годом, свидетельства очевидцев и т.д. – были подделаны.

Сама по себе идея подделки вполне вероятна, но возникает вопрос: почему авторами подделок следует считать непременно советских экспертов, а не немецких? Когда и как нацисты доказали свою непогрешимую честность? Если свидетельства очевидцев были получены комиссией Бурденко «под давлением», то почему же такое давление никак не могли применить нацисты, которые на оккупированных территориях, как известно, не слишком церемонились?

Помимо этих соображений, есть ряд фактов, которыми активно пользуются сторонники «советской» версии Катынской трагедии.

Прежде всего, все пленные польские офицеры были убиты, как доказывают выводы обеих комиссий – и Бутца и Бурденко – из немецкого оружия и немецкими пулями. На месте расстрела найдено множество гильз немецкого производства. Впрочем, советские особисты, разумеется, могли пользоваться и немецким оружием.

Еще одна странность: руки казненных по ряду свидетельств были связаны бумажным крученым шпагатом немецкого производства. В СССР такой попросту не производили.

Есть и другие факты, способные посеять сомнения в точности официальной версии. В 2018 году в США была опубликована книга американского исследователя Ферра «Загадка катынского расстрела. Доказательства и решения». Ферр приводит ряд фактов, свидетельствующих о том, что немцы занимались подтасовками. В частности, некоторые лица, которые, согласно выводам комиссии Бутца, были расстреляны в Катыни, спустя время были обнаружены в других местах: живые или погибшие.

И, наконец, последнее: решающим доказательством виновности советской стороны считается папка или «Пакет No1», содержащий следующие документы: «записка Берии» от марта 1940 года, с предложением организовать «тройки» и расстрелять польских военнопленных, как врагов Советского государства; протокол заседания политбюро, поддерживающий это предложение; а так же письмо председателя КГБ Шелепина Хрущеву, датированное 1959 годом, в котором предлагается уничтожить все документы, связанные с расстрелами поляков.

Папка невероятным образом была обнаружена в архивах буквально в последние дни существования СССР. Ксерокопии документов из нее были переданы Ельциным польской стороне. Поляки, впрочем, через некоторое время эти ксерокопии потеряли.

Подлинность документов из «Папки No1» у многих специалистов вызывает серьезные сомнения.

В частности, эксперт Мухин в книге «Катынский детектив», вышедшей в 1995 году, приводит более 30 признаков подделки. Например, он указывает на то, что подпись Сталина выглядит иначе, чем на других документах, что подписи других членов политбюро тоже имеют признаки фальсификации, что письмо Берии имеет исходящий номер, но не имеет даты, а это невозможно в советском делопроизводстве, что, наконец, само предложение создать «тройки» абсурдно, поскольку «тройки» были в ходу в период «большого террора» при Ежове, и отменены личным распоряжением самого же Берии. Указано и на то, что письмо Берии было очевидно напечатано почему-то на двух пишущих машинках. Письмо Шелепина, датированное 1959 годом, имеет входящий штамп 1965 года. В письме Шелепина вместо «политбюро ЦК ВКП(б)» написано «ЦК КПСС». Сам этот документ выглядит странно – он не отпечатан на машинке, а написан красивым каллиграфическом почерком на листах в линеечку. Наконец, сам Шелепин отрицал факт написания им этого письма.

Не по причине ли этих слишком грубых «ляпов» сами же поляки придали пресловутой «Папке No1» так мало значения, что вскоре потеряли полученные ксерокопии?