Халяльной или кошерной пищей называется пища, которая разрешена для употребления соответственно в исламе или иудаизме. А вот можно ли ее есть православным христианам? Давайте разберемся.
Что такое «халяль» и «кошер»
Слово «халяль» происходит от арабского «al-halal», что означает «разрешенное». В основном это понятие у мусульман относится к мясу. Например, ислам запрещает употреблять в пищу свинину, мясо с кровью, мясо животных, умерших своей смертью или задушенных, и тех, кого забивали, не произнося при этом имени Аллаха. Нельзя также есть мясо наземных хищников – например, тигра или волка. Под запретом находится и употребление некоторых частей тел животных, таких как гениталии, эндокринные железы, желчный пузырь.
Кошерной (кашерной) пищей в иудаизме называется еда, соответствующая кашруту – системе ритуальных правил, в свою очередь, соответствующих заповедям Торы. Так, в пищу разрешается употреблять мясо травоядных животных, являющихся одновременно жвачными и парнокопытными. Это, например, коровы, овцы, козы. А вот мясо свиньи, зайца или верблюда есть возбраняется. Что же касается птицы, то по традиции иудеи употребляют в пищу только домашних птиц – кур, уток, гусей, индеек и голубей. Забой скота и птицы тоже должен производиться с соблюдением множества правил. Кровь употреблять в пищу запрещено, поэтому мясо должно быть обескровленное. Рыба считается кошерной, если у нее есть чешуя и плавники. Поэтому некоторые виды рыб (сом, осетр, угорь, акула) не кошерны, и их икра тоже. Не кошерны также киты и дельфины, так как они не имеют чешуи, любые моллюски и ракообразные, поскольку у них нет ни чешуи, ни плавников. Категорически запрещено есть насекомых, земноводных и пресмыкающихся (Тора называет их шерец – нечисть).
Сегодня в России нередко можно встретить в продаже продукты с маркировкой «кошер» или «халяль». Причем продаются они не только в специализированных торговых точках. Многих православных интересует, можно ли покупать и есть такие продукты.
«Идоложертвенное»
Вот мнение иерея Иоанна Севастьянова: «Те или иные процедуры и обряды, которые совершаются при приготовлении этой ритуальной пищи, связаны с соответствующим вероисповеданием — исламским или иудейским. И то и другое исповедание является крайне враждебным к христианству. Любая вражда ко Христу идет от диавола. Поэтому, все предметы, которые «освящаются» в этих религиях, могут считаться для христианина ни чем иным, как идоложертвенным. А на вкушение идоложертвенного существует прямой апостольский запрет… Поэтому я считаю, что подобные продукты, о которых нам доподлинно известно, что над ними были совершены те или иные нехристианские ритуалы, нам принимать в пищу нельзя... Но с другой стороны, если нам ничего не объявляется о происхождении продуктов, и мы не знаем, были ли над ними совершены те или иные ритуальные действия, то они допускаются к употреблению христианами в пищу: «Все, продаваемое на торгу, ешьте»!
«Духовная опасность»
В свою очередь, иеромонах Иов (Гумеров) считает, что «предписания о кошерной пище… не более как исполнение ритуальных правил, основанных на ветхозаветных обрядах». «Новый Завет отменил все предписания относительно пищи, - констатирует священнослужитель. - Это было закреплено Апостольским Собором в Иерусалиме (см.: Деян. 15: 6–29). Запрещалось только употреблять в пищу кровь и удавленину. Запрещение христианам вкушать кровь подтвердил 67-м правилом VI Вселенский Собор (680–681 гг.)… Поскольку приготовление кошерной пищи не выходит за пределы ветхозаветных обрядов, для нас, христиан, вопрос о кошерности или некошерности той или иной пищи не имеет абсолютно никакого значения. Мы можем с молитвой вкушать ее, как и любую другую пищу».
Несколько иных взглядов придерживается протодиакон Димитрий Цыплаков: «Еврейский “кашрут” и исламский “халяль” не является идоложертвенной пищей… Я думаю, нет какого-то специального запрета на ее вкушение... Но в стремлении покупать эту пищу есть духовная опасность». Цыплаков имеет в виду, что халяльные и кошерные продукты часто являются более качественными, чем обычные, считаются экологически чистыми, полезными для здоровья. И это может навести на мысль, что другая религия лучше христианской.
Большинство же священников придерживаются мнения, что православному христианину можно вкушать халяльную или кошерную еду, только если нет возможности приобрести другие продукты или он находится в гостях у мусульман (иудеев) и другой еды там нет. Ему также не следует покупать эти продукты в мечети или синагоге.