Во время Гражданской войны Украина представляла собой «лоскутное одеяло» – помимо красных и белых здесь хозяйничали десятки атаманов, порой захватывавших немалые территории. Дольше всех сопротивлялась советской власти так называемая Холодноярская республика – крестьянско-казацкое «государство» с населением в 30 тысяч человек.
Рождение республики
Урочище Холодный Яр находилось на территории Черкасского уезда Киевской губернии. В этих местах, воспетых Тарасом Шевченко, казаки-гайдамаки некогда устроили Колиивщину – кровавое восстание против поляков. Вспомнив о вольных традициях предков, местные крестьяне сперва объединились для охраны Матронинского монастыря, а в апреле 1919 года подняли бунт против советской власти. Возглавил восстание 25-летний Василий Чучупак – сын хлебороба из села Мельники, получивший боевой опыт на Первой мировой войне. Ключевую роль в успехе восстания сыграла помощь, оказанная конницей кубанского атамана Уварова, с помощью которого холодноярцы взяли соседний Чигирин. Однако потом им пришлось отступить – к счастью, было куда. Местный ландшафт как нельзя лучше подходил для ведения партизанской войны: густые леса и болота перемежались глубокими оврагами. Укрывались повстанцы в пещерах.
Сам Чучупак называл подконтрольные территории не республикой, а «управой». Власть руководимого им и его братьями повстанческого комитета распространялась на 8 многолюдных сёл. От «зеленых» орд Нестора Махно холодноярцев отличала приверженность идеям украинского национализма. Исследователи Петр Орешкин и Юрий Васильев даже называют эту крестьянскую республику «олицетворением петлюровщины».
В тылу красных и белых
Холодный Яр признавал над собой власть директории Украинской Народной Республики, но территориально он всегда оставался анклавом. Основная часть Украины в это время последовательно была занята сперва красными, потом белыми, а затем снова красными. По соседству с Холодноярской управой возникли похожие образования, правда, менее долгоживущие – например Республика Черного Леса, Млеевская, Медвинская республики и другие, более мелкие. А главным соперником Чучупака был «красный» атаман Коцур – лидер так называемой «Чигиринской советской республики».
В марте 1920 года в армию Холодного Яра влилась Степная дивизия УНР. В том же месяце Василий Чучупак покончил с собой в окрестностях родного села, когда на него напали красноармейцы. В сентябре главным атаманом Холодного Яра стал командир Степной дивизии Константин Пестушко. Впрочем, уже через месяц он сложил полномочия, перебравшись со своей конницей на Екатеринославщину.
Конец
Разделение сил пагубно сказалось на дальнейших перспективах повстанцев. После окончания советско-польской войны и отплытия Врангеля на Босфор у большевиков уже не оставалось «внешних» противников, и они приступили к «зачистке» последних очагов сопротивления на Украине. В сентябре 1921 года Холодный Яр мог соединиться с Махно, но «батьку» от казачьей республики отбили красные. После этого за дело взялись чекисты. Часть атаманов они уговорили сдаться, пообещав амнистию (впоследствии сдавшиеся были расстреляны), против оставшихся же провели целую спецоперацию.
В сентябре 1922 году сотрудники ЧК организовали в Звенигородке «съезд атаманов», всех участников которого арестовали и доставили в Лукьяновскую тюрьму в Киеве. 2 февраля 1923 года Киевский губернский ревтрибунал вынес нескольким активным деятелям республики смертный приговор. Однако они не стали дожидаться расстрела. 9 февраля заключенные похитили у охранника оружие и захватили канцелярское помещение тюрьмы.
«Четыре часа продолжался бой, но прорваться не удалось, — пишет историк Валентин Шкварец. – Когда кончились патроны, атаманы попрощались между собой, стали посреди коридора парами, лицом к лицу, и пустили последние пули друг другу в сердца. Именно так завершили свой последний бой николаевские и холодноярские атаманы».
В 2016 году атаманы Холодного Яра и Чёрного Леса были официально реабилитированы. Правящий в Киеве режим признал их «борцами за независимость Украины».