К Первой мировой войне в России был окончательно сделан выбор в вопросе солдатской обуви. Победили сапоги. Шли годы, а кирзовые сапоги становились всё популярнее. Их предпочитали не только военные, но и гражданские – потому что надёжные. Такой спрос привёл к тому, что обувь иностранцы стали считать и вовсе секретным оружием русских.
Открытие века
С кирзовыми сапогами связано много мифов. Самый распространённый касается названия. Якобы оно произошло от «Кировского завода», на котором было налажено их производство. На самом же деле своему названию обувь обязана шерстяной ткани Kersey, из которой она изначально изготовлялась.
«Отцом» кирзовых сапог считается русский изобретатель Михаил Поморцев. В 1904 году ему удалось получить брезентовую ткань, пропитанную смесью парафина, канифоли и яичного желтка. Такой материал не пропускал воду, но при этом «дышал». Но наладить массовое производство сапог не удалось – помешали сторонники натуральной кожи.
О «кирзачах» вспомнили в 1934 году. Советские учёные Борис Бызов и Сергей Лебедев разработали метод получения дешёвого и практичного материала, а химик Иван Плотников наладил производство из него обуви. К сожалению, «тест-драйв» в советско-финскую войну сапоги не прошли. На морозе они трескались, становились твёрдыми и ломкими.
«Кирзачи» 2.0.
Плотников начал работать над усовершенствованием технологии, за что получил 10 апреля 1942 года Сталинскую премию. К концу Великой Отечественной войны в кирзовых сапогах ходило уже свыше 10 миллионов советских солдат. В них они могли смело отправляться в многокилометровые марши по любой дороге и бездорожью.
В «довесок» к паре кирзовых сапог всегда шли портянки. Носить такую обувь с носками было невозможно – они обязательно рано или поздно скатывались на пятку. Портянки также отличались функциональностью. В случае намокания их можно было намотать другой стороной, а в холода солдаты делали несколько таких слоёв.
Великая Отечественная война завершилась в 1945 году. С этого времени в Советском Союзе начался настоящий «кирзовый бум», который продолжался ещё довольно долго. Дело в том, что каждый гражданин СССР был уверен – кирзовые сапоги точно не подведут и на них можно рассчитывать в самых «труднопроходимых ситуациях».