Многие туристы из России, приезжая в Эстонию, стремятся посетить кладбище, расположенное близ посёлка Эмари (Ämari) на северо-западе республики. Необычный вид захоронений делает это место уникальным на всём постсоветском пространстве.
В 1945 году в районе Эмари был построен аэродром Сууркюла, который впоследствии использовался разными авиационными соединениями ВВС СССР. Единовременно здесь размещалось до 80 самолётов – главным образом МиГи. Лётчики и технический персонал жили в военном городке Большая Сергеевка.
«На балансе» авиабазы числилось и кладбище, устроенное в ближайшем сосновом лесочке. Первые захоронения на нём относятся ещё к 1944 году. Это могилы двух лётчиков, погибших при освобождении Эстонии – младшего лейтенанта Андрея Божка и младшего сержанта Виктора Одинца. 7 октября 1944 года экипаж штурмовика Ил-2 нанёс удар по немецким судам в бухте Кихелькона, но попал под ответный огонь зенитной артиллерии. Из-за серьёзных повреждений лётчики не сумели посадить самолёт, и в итоге разбились в районе Хаапсалу.
Первоначально могилы «сталинских соколов» находились в другом месте, но там захоронения повадились раскапывать беглые заключённые. Поэтому в 1947 или 1949 году останки перенесли на нынешнее место. В числе первых на кладбище Эмари была захоронена и «секретная» группа военнослужащих – с кем они воевали и как погибли, публично не разглашалось. Таких могил, предположительно, пара десятков, на них нет надгробий. Эстонское издание Postimees со ссылкой на бывшего сотрудника аэродрома Андреса Эрикса уточняет, что «там похоронена целая уйма солдат, погибших в результате атак лесных братьев». Среди них были охранники аэродрома, убитые прибалтийскими националистами в ходе ночной вылазки.
Самые интересные объекты кладбища Эмари – памятники, сделанные из килей самолётов. Собственно, традиция использовать подобным образом фрагменты летательных аппаратов зародилась в России ещё во времена Первой мировой войны. В Москве на Братском кладбище имелся уголок военных лётчиков, который называли «кладбищем людей-птиц». В качестве памятников на могилах устанавливались крылья, моторы, пропеллеры. В 1932 году это кладбище уничтожили большевики. Неизвестно, знали ли военные в Эмари историю Братского кладбища или же идея установки таких памятников возникла у них самостоятельно.
По свидетельству бывших военных, служивших на аэродроме, для устройства надгробий срезались кили старых, списанных в 1960-1970-х годах самолётов. Фактически большинство объектов представляет собой кенотафы, так как тела погибших лётчиков вывозили туда, где жили их родители и жёны. Самолёт, перевозивший останки, обязательно делал в подобных случаях круг над аэродромом.
Внешне памятники-кили выглядят довольно похоже – на них помещались красные звёзды и фотографии погибших. Члены экипажа одного самолёта обычно удостаивались одного памятника.
На кенотафах кладбища Эмари, как правило, присутствует лаконичная подпись «погиб при исполнении служебных обязанностей». К сожалению, множество советских лётчиков гибли в мирное время. Очень опасными, к примеру, считались манёвры по бомбометанию на полигоне острова Суур-Пакри. Они совершались на низкой высоте, что, конечно, представляло большой риск.
Но сотрудники авиабазы погибали не только в воздухе. Одна из самых страшных трагедий случилась 12 апреля 1978 года, когда близ Эмари столкнулись два тягача «Урал». По другой версии, автомобиль врезался в самолёт, выехавший на рулежную дорожку. Бензин из бака грузовика выплеснулся на тент, под которым ехали военные. В пожаре заживо сгорели 12 офицеров, а также четверо курсантов-стажёров из Калининградского ВАТУ.
Можно назвать отдельные имена, увековеченные на авиационном кладбище: Сергей Верховых (погиб в 1952 году), Евгений Софронов (погиб в 1953 году), Евгений Галкин (погиб в 1979 году), Андрей Царёв (погиб в 1985 году), Сергей Круль и Андрей Таран (погибли в 1986 году). Последний кенотаф был установлен в память об Игоре Хисматулине и Александре Босом, которые погибли в 1991 году при испытании самолёта.
В настоящее время кладбище Эмари поддерживается в хорошем состоянии. Авиабаза, переданная Эстонии в 1993 году, по-прежнему используется – теперь уже для самолётов НАТО. Иногда западноевропейские, американские и эстонские «наследники» советских лётчиков посещают могилы коллег. За кладбищем продолжают ухаживать русские семьи из числа сотрудников бывшего аэродрома. Перед 9 мая здесь наводят порядок учителя местной школы. Заезжают представители эстонских военно-исторических объединений и сотрудники российского посольства. Однако официально кладбище Эмари в Эстонии не признано памятником старины.