09/02/20
Фото: istockphoto.com
Коллекторы в опасности: почему государство хочет защитить сборщиков долгов

Противозаконные, а порой откровенно криминальные способы взимания долгов с неплатежеспособных граждан... Вряд ли кто-либо в нашей стране хоть краем уха не слышал о коллекторских бесчинствах. Однако временами преступник и жертва совершают рокировку – и их ролевые позиции становятся прямо противоположными.

Истоки обоюдной проблемы

В России обостряется проблема повышенной долговой нагрузки на население. С точки зрения экс-министра экономического развития Максима Орешкина, если существующая динамика массовой закредитованности сохранится, то уже в 2021 году может лопнуть годами надуваемый финансовый пузырь. В таком случае ВВП просядет сразу на 3%, что пагубно скажется и на эффективности хозяйственного сектора в целом, и на благосостоянии граждан в частности.

По актуальным данным Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА), порядка 40 миллионов россиян к настоящему времени имеют просроченные выплаты по кредитам и займам – более чем на 90 дней. Как сообщает «РИА Новости» со ссылкой на Бюро кредитных историй «Эквифакс», личный долг среднестатистического россиянина перед кредитными организациями по состоянию на конец 2019 года составляет 249 тысяч рублей. Эксперты утверждают, что доля обязательных платежей, к числу которых отнесены задолженности по кредитам и займам, для среднестатистического гражданина России превысила 15% от его доходов, а это уже критический уровень.

Ситуация требует вмешательства в том числе профессиональных взыскателей. Тем более что они играют не последнюю роль в исправлении финансовой ситуации. По данным НАПКА, 70% должников решают вопрос долга после того, как сборщики долгов начинают работу с ними.

Когда зубастый волк становится жертвенным ягненком

Однако эффективность и законность взыскания отнюдь не гарантируют понимания со стороны дебиторов. Наивно было бы считать, что общение на грани юридического фола является монополией исключительно коллекторов. К сожалению, в наши дни нередки случаи агрессивного поведения недобросовестных и неплатежеспособных россиян. Иногда такие проявления переходят все границы юридически допустимого.

В 2016 году на всю страну прогремела история бывшего бойца ГРУ и СОБРа Антона Мальцева, который воспользовался навыками, полученными им на службе в спецподразделениях, для решения проблемы собственной задолженности. В коллекторах бывший спецназовец увидел врагов, а свою квартиру в городе Пушкино оборудовал фактически под люнет: заминировал помещение, запасся боеприпасами, стрелковым оружием и бронежилетом.

Судебно-психиатрическая экспертиза констатировала у Мальцева наличие паранойи, а причиной ее обострения назвала денежные трудности вкупе с многолетними и настойчивыми действиями взыскателей.

В 2017 году несколько десятков человек совершили нападение на коллекторский офис в Красноярске. Шестеро сотрудников офиса были избиты, из них двое получили тяжелые черепно-мозговые травмы.

В 2018 году в Омске муж должницы проткнул взыскателю руку отверткой, после чего был привлечен всего лишь к административной ответственности – в виде компенсации морального вреда.

Взаимная напряженность между теми, кто обременен кредитными обязательствами, и теми, кто призван обеспечить возвращение денежных средств, – настолько велика, что Федеральная служба судебных приставов (ФССП) рекомендовала в спорных ситуациях делать аудиозаписи. К тем же действиям обязывает коллекторов и закон. С помощью аудиозаписей проще обосновать собственную позицию и обезопаситься от излишне экспрессивных заемщиков.

Минюст предлагает решение проблемы

Понятно, что проблема не решается сугубо в технической плоскости. Необходимы меры, направленные на налаживание конструктивного диалога и взаимодействие сторон. Минюст России разрабатывает пути выхода из образовавшегося тупика и собирается оформить свои предложения в виде законопроекта.

Если проект будет принят и станет законом, то тогда профессиональные коллекторы при общении с заемщиками смогут представляться с помощью цифровых идентификаторов.

В настоящее время, по Федеральному закону №230 от 3 июля 2016 года, сотрудник службы взыскания должен сперва назвать свою фамилию, имя и отчество, а затем перейти к беседе по поводу возникшей проблемы. В новой же редакции сотрудник, обращающийся по вопросу просроченного долга, сможет назвать только имя и идентификационный код. Этого будет достаточно. Идентификационные коды станут присваивать коллекторам организации-работодатели. Имя и код получат также роботы-коллекторы.

Представитель министерства уточнил, что данные меры нацелены на «защиту персональных данных сотрудников коллекторских агентств и представителей кредиторов».

Предложения разрабатываются Минюстом совместно с ФССП. Больше подробностей не сообщается. Так или иначе, высшее государственное руководство предпринимает определенные шаги одновременно в трех направлениях: ослабление кредитной нагрузки населения, обеспечение безопасности граждан, а также повышение уровня их финансово-юридической грамотности.