11/01/22

«Комплекс оккупанта»: что происходило с психикой солдат вермахта в СССР

О зверствах, чинимых немецкими солдатами на оккупированных территориях СССР, известно не только со слов свидетелей тех страшных событий, но и из многочисленных документов, хранящихся в государственных российских архивах.

Исследователи, пытавшиеся разобраться, в чем крылась природа столь бесчеловечного, варварского отношения фашистов к советским гражданам, пришли к выводу, что одной из причин являлся так называемый «комплекс оккупанта».

«Комплекс оккупанта»

Впервые этот термин был употреблен в работах прославленного советского литературоведа и культуролога Юрия Михайловича Лотмана, не понаслышке знавшего о творимых солдатами вермахта бесчинствах. Служа во время Великой Отечественной войны связистом в артиллерии, он собственными глазами видел аморальное поведение фашистов. Анализируя поведение захватчиков, Юрий Лотман объяснял его «комплексом оккупанта», который, по его мнению, зародился в колониальном XIX веке и получил наивысший расцвет в тоталитарно - милитаристическом XX веке, когда норма поведения на зависимых территориях была перекинута на метрополию.

Суть этого психологического понятия заключается в том, что человек на чужой территории, считает себя свободным от внутренних ограничений и культурных табу, быстро превращаясь в хама. Когда свобода начинает трактоваться как свобода от всяких стеснений, ломается механизм, отвечающий за нормальное цивилизованное отношение к тем, кто оказался под твоей властью.

«Комплекс оккупантов» процветал в колониях, население, культурные традиции и достижения которых, считались не достойными уважения, а потому безжалостно истреблялись и разрушались.

В работе «Беседы о русской культуре» Ю. Лотман утверждал, что в основе подобного хамства лежит психология ущербности или раба.

Личность, которую систематически унижали, из-за чего она сама себя перестала уважать, будет стремиться компенсировать свою неудовлетворённость унижением других людей.

Он отмечал, чем человек малокультурен, чем более он угнетён серостью, удручён своей социальной униженностью, тем сильнее ему хочется сбросить с себя весь этот груз и отомстить за свою ограниченность тем, кто не может адекватно ответить на его противоправные действия.

Культурный, образованный индивид никогда не получит удовольствия от унижения беззащитного человека или от войны против памятников, веры, традиций противника.

Лотман признавал хамство не просто грубостью, а социально-психологической болезнью. В качестве противоядия ему он называл интеллигентность с её с бесспорным уважением к самому себе, снисходительностью, состраданием и пониманием, что свобода это не только отсутствие внешних табу, но и наличие внутренних культурных запретов, когда, например, человек может оскорбить другого, но не делает этого, может солгать, но не лжёт.

Поведение немцев

Разбирая образ мысли и действия одного пленного немца, с которым у Ю. Лотмана состоялся разговор в 1943 году, он убедился, что выпадение из родной культурной традиции вкупе с униженностью и неразвитыми душевными качествами приводит к желанию растоптать и уничтожить человека иной национальности, а также разрушить окружающую действительность, не представляющую для оккупанта никакой ценности.

Этот среднестатистический немец, который натерпелся унижения дома и в армии, оказавшись на территории СССР в качестве захватчика, стал ощущать себя господином, вершителем судеб.

Не имея достаточной культуры, чтобы достойно пребывать в новом для себя статусе, он предпочёл вычеркнуть свою старую культуру и, не восприняв устои местного населения, вдали от дома, где его никто не знает, решил вести себя как зверь, живущий одними инстинктами.

Так, став свободным от всякой культуры, он, как и его соратники, погрузился в хамство и упивался его результатами. Но будь у него возможность вернуться в Германию, он вновь превратился бы в добропорядочного фашиста.

Проявлением немецкого «комплекса оккупантов» было истребление людей по национальному признаку, изнасилования, показательные казни, массовые убийства мирного населения, пытки, постоянные унижения, использование принудительного труда, создание концлагерей, уничтожение школ, библиотек, музеев, памятников культуры и стирание на захваченной территории исторических следов её настоящих хозяев. Другим характерным симптомом немецкого хамства было демонстрирование ими своего голого тела, шокировавшее советских граждан, не привыкших к столь эпатажному поведению.

Основы немецкого бесчинства

Анализируя мотивацию немецких солдат, страдавших «комплексом оккупанта», стоит указать, что основополагающую роль в его формировании играла фашистская пропаганда, не только одобрявшая, но и инициировавшая бескультурное поведение военнослужащих вермахта.

Согласно разработанным в Берлине директивам, война с СССР должна была быть «полной противоположностью нормальный войне на Западе и Севере Европы». По гитлеровскому плану на восточном фронте стоило действовать с применением «жестокого насилия», направленного на «тотальное разрушение» и «уничтожение России как государства».

Завуалировав это желание под лозунг «войны двух идеологий», фюрер дал своим войскам карт-бланш на осуществление не только этнического, но и культурного геноцида, который впоследствии был претворен в жизнь на оккупированных территориях Белорусской АССР, Украинской АССР, Молдавской АССР, Латвийской АССР, Литовской АССР, Эстонской АССР и западных областей Российской федеративной республики. Весной 1941 года, ещё до нападения на СССР, высшее командование вермахта издало ряд приказов, предписывавших бесчеловечное истребление не только красноармейцев, но и мирных жителей.

Специально для осуществления террора против гражданского населения главнокомандующий сухопутными войсками Вальтер фон Браухич предписал всем формированиям, предназначавшимся для нападения на СССР, тесно сотрудничать с организованными в Германии карательными отрядами - айнзатцгруппами, призванными расправляться с безоружными людьми. Более того Вильгельм Кейтель подписал особое распоряжение, своего рода индульгенцию, согласно которой солдаты вермахта и офицеры, заранее освобождались от ответственности за предстоящие преступления на захваченных землях.

Итог фашистского хамства

Всецело воплотить план Гитлера по порабощению СССР фашистским войскам не удалось. Но за годы оккупации части его территории, нацисты успели совершить несчетное множество чудовищных по своей жестокости преступлений.

Следовавшие за атакующими подразделениями карательные отряды СД к концу 1942 года по самым скромным подсчетам свирепо истребили свыше 1 000 000 мирных граждан СССР, отказавшихся сотрудничать с немецкими властями.Даже отступая, когда, казалось бы, единственной целью немцев было быстрее покинуть освобождаемые Красной армией районы, фашисты применяли тактику «выжженной земли», стараясь нанести максимальный урон той территории, где они до недавнего времени хозяйничали.