Во время Второй Мировой войны ставший эмблемой немецких вооружённых сил балкенкройц или черный крест на белом фоне, имеет глубокие исторически корни. Этот символ представляет собой стилизацию сразу двух отличительных знаков – креста Святого Николая и креста Тевтонского духовно-рыцарского ордена.
Балкенкройц
Слово «балкенкройц» в переводе с немецкого языка значит «балочный крест», а вовсе не «балканский крест», как ошибочно полагают многие обыватели. Корень «balken» обозначает перекладину, брус или деревянную балку, из сложения, которых, собственно, и получается крест.
Впервые символ балкенкройц был использован в германской армии в апреле 1918 года в Имперских военно-воздушных силах. Сдержанный и простой чёрный равносторонний крест пришёл на смену ранее использовавшемуся опознавательному знаку в виде лапчатого креста, повторявшего очертания главной военной награды страны – «Железного креста».
Балкенкройц в Люфтваффе
После поражения в Первой Мировой войне и последовавшей демилитаризации Германии, использование балочного креста было возобновлено лишь в 1935 году, когда были созданы военно-воздушные силы — Люфтваффе.
Изначально в пропорциональном отношении ширина чёрных перекладин составляла 1/4 их размаха, а белая окантовка вокруг них была шириной в 1/20 размаха, однако позже соотношение менялось.
В этот исторический период применялись две вариации балкенкройца, которые наносились на разные части фюзеляжа. Первая представляла собой крест с узкими белыми краями, который изображался на верхних плоскостях самолётных крыльев. В то же время на нижних поверхностях и на корпусе летательных аппаратов красовались кресты с более широкой белой обводкой.
В 1936 году для большей отчётливости вокруг белой окантовки креста стали наносить ещё и чёрную, которая составляла 1/30 длины перекладин.
Под занавес Второй Мировой войны балкенкройц, для лучшей маскировки, изображался без чёрной сердцевины, а крест образовывали четыре прямоугольные окантовки.
Балкенкройц в Панцерваффе
К концу польской операции 1935 года балкенкройц занял своё место и на корпусах немецких танков и бронемашин, став до самого завершения войны основным опознавательным знаком не только Панцверваффе, но и всего Третьего рейха. Однако за это время в целях маскировки он не раз претерпевал изменения во внешнем виде: модифицировалась ширина основного креста и окантовки, а также происходила цветовая инверсия, при которой внутренние границы символа были белыми, а внешние чёрными.
В итоге к моменту окончания войны балкенкройц полностью утратил черную сердцевину, а видимость креста образовывали исключительно прямоугольные уголки окантовки, которые могли быть как белыми, так и тёмными.
Крест Тевтонского духовно-рыцарского ордена
Но нацисты были не первыми, кто в качестве своей эмблемы избрал чёрный равносторонний крест на белом фоне. Задолго до них этот опознавательный знак использовали рыцари Тевтонского духовного ордена, учреждённого 19 ноября 1190 года.
Членами этого средневекового объединения были немецкие рыцари, участвовавшие в третьем крестовом походе. Официальной версией их религиозного военизированного нападения на мусульман Палестины было освобождение христианской святыни – Иерусалима.
Однако истинную причину подобной геополитической игры раскрывает доктрина, звучащая как: «Натиск на Восток». Её автором являлся король Германии и император Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса, возглавлявший немецкие войска в том самом походе на Святую землю, в результате которого и возник Тевтонский орден.
Именно этот девиз покорил сердце Гитлера, который считая себя правопреемником Тевтонских рыцарей и решил покорить восточные территории. Кроме лозунга нацисты позаимствовали у тевтонцев и чёрный крест, который красовался на их белых плащах и щитах.
Крест Святого Николая
На старинных образах, посвящённых Николаю Чудотворцу, в облачении святого обязательно присутствовало широко распространённое в православной символике, иконографии и геральдике, изображение парящего равностороннего креста, помещённого между противообращёнными прямоугольными скобами. Этот церковный мотив трактовался как прибавление к знаковому смыслу начертанного креста семантического значения «от края до края» или «от предела до предела».
Кроме того, графическим символом Святого Николая являлась одна из разновидностей балкенкройца с расширяющимися концами. Именно в центр этого так называемого лапчатого креста решил поместить Пётр Врангель изображение святителя, когда 17 апреля 1920 года учредил для награждения отличившихся в сражениях белогвардейцев, высший военный орден за боевые заслуги – Орден Святителя Николая Чудотворца.
Помимо этого традиционный лапчатый крест можно увидеть на фамильном (династическом) ордене Императорского Дома Романовых в эмиграции, полное название которого звучит так: «Императорский Военный Орден Святителя Николая Чудотворца». Эта награда была утверждена 19 июля 1929 года двоюродным братом расстрелянного императора Николая II, Кириллом Владимировичем Романовым, который после гибели родственников, цесаревича Алексея и Великого князя Михаила Александровича, оказался старшим в наследовании свергнутого Российского престола.
В основном этим отличительным знаком отмечались те русские ветераны Первой Мировой войны, которые, пребывая вне родины, признавали Кирилла Романова Российским Императором в изгнании, каковым он самопровозгласил себя под именем Кирилла I.
Именно у этой одиозной фигуры, чьи выходки не раз бросали тень на репутацию императорской семьи, в 1920-х годах обнаружились связи с нацисткой партией Адольфа Гитлера. Обосновавшись в немецком городе Кобург, Кирилл Владимирович вместе со своей супругой жертвовали внушительные суммы на поддержку НСДАП. Финансовым посредником для осуществления благотворительных капиталовложений четы Романовых сначала был Макс Эрвин фон Шойбнер-Рихтер, а затем генерал Василий Бискупский.
Можно было бы, конечно, предположить, что в благодарность Романову за денежную поддержку Гитлер приказал изображать на военной технике Вермахта кресты Святого Николая Чудотворца. Однако достоверно известно, что использовать этот символ в немецкой армии начали в годы Первой Мировой войны, и олицетворял он преемственность традиций Тевтонского духовно-рыцарского ордена.