27/03/21
ФОТО: Александр Чумичев, ТАСС

Кто выплачивает долги Бориса Березовского

Борис Березовский, некогда самый богатый бизнесмен России, в 2016 году был посмертно признан британским судом безнадёжным банкротом. От более чем трёхмиллиардного состояния олигарха к тому времени якобы осталось всего 45 миллионов долларов, тогда как долги его составляли почти 500 миллионов. И тем не менее кредиторы до сих пор надеются получить деньги обратно.

Из бомбилы в миллиардеры

Свой бизнес-путь Березовский начал со спекуляций автомобилями. В 1989 году он основал компанию «ЛогоВАЗ», которая занималась продажей отозванных из-за рубежа машин Волжского автозавода. В 1991-м предприятие получило статус официального импортёра Мерседес, параллельно оказывая услуги по ремонту транспортных средств.

Со временем сфера его интересов расширялась. В 1992 году он возглавил совет директоров Объединённого банка, в 1996-м вошёл в правление «Сибнефти». К концу 1990-х, став владельцем издательского дома «Коммерсант», газет «Московский комсомолец», «Новые Известия», «Независимой газеты», взяв под контроль «Наше радио», Московскую вещательную корпорацию (ТВ-6) и войдя в число создателей Общественного российского телевидения – предшественника «Первого канала», Березовский стал едва ли не самым влиятельным медиамагнатом страны.

Уже в 1997 году журнал Forbes признал его богатейшим предпринимателем России. Пика же своего могущества олигарх достиг к началу 2000-х.

«Парламентские выборы выиграл, премьера назначил. Президента организовал. Не знаю даже, чем заняться», — говорил он своему другу предпринимателю Леониду Богуславскому в конце 90-х.

Этому чувству всевластия не мешала даже вынужденная эмиграция в Великобританию.

«Тревожные звоночки»

В 2002-м в интервью «Ведомостям» Березовский оценил своё богатство в два-три миллиарда долларов. И впечатление, что такой разброс – плюс-минус миллиард – совсем не волновал этого человека, не было обманчивым. К деньгам он относился весьма поверхностно – не экономил, тратя по 10 миллионов в месяц, и, более того, позволял себе вкладываться в заведомо провальный бизнес, как в случае с покупкой телекоммуникационной компании Glidepass за 50 миллионов долларов.

Позднее оказалось, что Березовский не особо заморачивался не только с выбором объекта для инвестиций, но и с должным оформлением своих прав. Он попросту не знал точно, на что и сколько потратил и как дальше развивались проекты. В конце концов это сыграло с ним злую шутку.

В феврале 2008 года неожиданно скончался бизнес-партнёр Бориса Березовского Бадри Патаркацишвили. Перед этим компаньоны не успели оформить раздел собственности, а супруга напарника олигарха отказалась передавать ему половину активов. Так Березовский разом лишился и своих денег, и их добытчика.

Отчасти это обстоятельство активизировало начавшуюся в 2007 году эпопею из исков к бывшим партнёрам. В суде он предъявил требования Роману Абрамовичу за «Сибнефть» и «Русал», Василию Анисимову за «Металлоинвест» и семье Патаркацишвили за недвижимость в разных странах и фонд Salford.

В то время Березовский продолжал уверять, что его финансовые дела прекрасны. Однако именно тогда появились первые тревожные сигналы. Например, он не смог внести очередной платёж в размере 30 миллионов евро за строящуюся яхту Darius.

Из князей в грязь

После этого состояние олигарха неуклонно сокращалось. В 2008-м Forbes оценил его богатство в 1,3 миллиарда, а в 2011-м – уже в 900 миллионов. В сентябре 2012 года Березовский проиграл суд по иску к Абрамовичу и был вынужден оплатить  издержки. Затем он прекратил и другие разбирательства, причём средства по мировым соглашениям пошли уже напрямую кредиторам, минуя бизнесмена. От этого его финансовое положение пошатнулось ещё сильнее.

Считается, что на момент смерти в марте 2013 года Березовский был банкротом. Это, по некоторым предположениям, и подтолкнуло его к самоубийству. По данным Associated Press, на 2016 год от капитала олигарха оставалось всего 45 миллионов долларов, тогда как его долги составили порядка 483 миллионов долларов или более 300 миллионов фунтов стерлингов.

Как сообщал Bloomberg, треть этой суммы Березовский оказался должен государственному управлению Великобритании по налоговым и таможенным сборам. Ещё почти 14 миллионов фунтов стерлингов – «Аэрофлоту», порядка пяти миллионов – бывшей супруге Елене Горбуновой. По данным Forbes, своим адвокатам Березовский должен был около 40–50 миллионов долларов. Ещё 50 миллионов он задолжал Максиму Бакиеву – сыну бывшего президента Киргизии Курманбека Бакиева, порядка 30 миллионов – предпринимателю Михаилу Черному. Кроме того, он всё ещё не компенсировал Роману Абрамовичу судебные издержки в размере 62 миллионов долларов.

Свои претензии к Березовскому есть и у России. Только официальный долг бизнесмена перед страной составил 3,2 миллиарда долларов, сообщал Артур Парфенчиков, бывший ранее главой Федеральной службы приставов.

И следа не сыщешь

Судья на процессе о наследстве Березовского прямо заявил, что главный вопрос всего дела состоит в том, достаточно ли оставленного им имущества для выплаты долгов. Аудиторы компании Grant Thornton, которая после смерти олигарха была назначена судом в качестве управляющего его имуществом, ответили на него отрицательно. Однако кредиторы не склонны торопиться с выводами.

«В прессе пишут, будто он незадолго до смерти разорился. Был богат, и вдруг — раз, и обнищал — это, конечно, абсурд. Что он все промотал на суды, на развод — неправда. Нищим перед смертью он не был. У Бориса имелась коллекция драгоценностей, бриллиантов, дорогих часов, живописи. Большинство полотен — произведения русских художников XIX-XX веков — Шишкина, Репина, других», — рассказала «Комсомольской правде» подруга бывшей жены олигарха, Галины, Александра Нерозина — автор книг о Березовском.

В то же время она отметила, что многие вещи бизнесмен продал на аукционе «Сотбис», и сделки эти не афишировались. Соответственно, установить их факт становится труднее.

К тому же Березовский делал всё, в том числе, когда сбегал из России, чтобы скрыть свои активы и капиталы. Его денежные потоки рассеялись настолько, что теперь сложно найти все его «следы», которые бы составили наследственную массу, отметил в интервью «КП» Сергей Комков, в прошлом доверенное лицо Бориса Ельцина, бывший депутат.

«Но, насколько знаю, реальные банковские активы в английских и швейцарских банках у него остались», — констатировал он.

Однако, похоже, их поиск – дело будущего. Пока же основные надежды кредиторов на возврат средств связаны с поместьем Шато де ла Гаруп и виллой Клоше де ла Гаруп на мысе Антиб. Березовский купил их ещё в 1996–1997 годах, и на данный момент это единственное известное имущество, оцениваемое в миллионах долларов – их стоимость составляет порядка 300 миллионов долларов. Однако продать их невозможно, так как эта недвижимость в 2015 году была конфискована в пользу французского государства по делу об отмывании денег в отношении олигарха. Кредиторы Березовского, впрочем, не собираются сдаваться и в январе 2021 года обжаловали решение об аресте в суде Экс-ан-Прованса.