Холодный тесный гараж с протекающей крышей в Ленинграде – именно в этом месте на свет появился первый советский суперкар «Лаура». Его создателями стали местные «Кулибины» – Дмитрий Парфёнов и Геннадий Хаинов. Однажды они проснулись известными...
Своими руками
Над созданием транспортного средства конструкторы-самоучки трудились около трёх лет. При этом много времени ушло на подготовку. Парфёнову и Хаинову пришлось выучить чешский язык, так как в 80-х годах всю информацию о современном автомобилестроении можно было получить только из журналов, издаваемых в Чехословакии.
За основу они взяли двигатель от «ВАЗ-2105» мощностью 77 л.с. и коробку передач «Запорожца». Какие-то детали приходилось покупать у спекулянтов, которые реализовывали их по сильно завышенной цене. Так процесс создания суперкара оказался не только длительным, трудоёмким, но и дорогостоящим. Нередко изобретателям приходилось сидеть без копейки в кармане – зато с необходимыми «примочками».
Их труды оказались не напрасными. Случайно жена генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачёва Раиса посмотрела телепередачу, в которой рассказывалось о самоучках, создающих автомобили. Она рассказала об этом своему мужу и на перспективные «народные проекты» обратили внимание в Кремле.
Суперкар и не только
«Лауру» с непривычными угловатыми формами по достоинству оценили во всём мире. Инженеры презентовали её на Всемирной выставке молодых изобретателей в Пловдиве (Болгария), сделали участницей автопробега любительских машин Москва-Лондон-София.
Конечно, «Лаура» привлекала не только своими внешними данными, но и техническими характеристиками. Автомобиль имел передний привод и электрические стеклоподъёмники, весил около тонны и мог развивать скорость до 160 км/ч. Парфёнов же подчёркивал и исключительную надёжность суперкара – якобы «Лаура» проехала без единой поломки 84 тысячи километров.
После международного признания для предприимчивых ленинградцев создали лабораторию на базе НАМИ. Там они разработали семиместный минивэн «Охта», который приглянулся Горбачёву. Позже появились новая версия «Лауры» и прототип «ЛуАЗа» под названием «Прото». Но наступили лихие 90-е. После распада СССР лабораторию закрыли, а созданные экземпляры автомобилей так и не поставили поток. «Лаура» и её «родственники» остались лишь частью истории советского кустарного автопрома.