29/12/19

«Люди мины»: как камикадзе атаковали советские танки

Участие во второй мировой войне для японцев оказалось непростым испытанием. По официальным данным (докладам, свидетельствам очевидцев) бронетехника Японии находилась на довольно низком уровне и по трем классическим показателям — огневой мощи, бронезащите и подвижности — практически не имела шансов противостоять машинам СССР и США (Д. Ф. Лоза, Герой Советского Союза, участник войны с милитаристской Японией).

Однако рассказы очевидцев и официально зафиксированная информация свидетельствуют об удивительном способе который избрали японцы для атак во время второй мировой. Это — «люди-мины», камикадзе, нападавшие на советскую бронетехнику во время перехода войск через Хинган и Гоби.

Александр Фадин, командир советской танковой роты в своих воспоминаниях пишет, что после атаки, объезжая убитых, он не раз обращал внимание на наличие в руках у японских военнослужащих длинных шестов, по 4-5 метров в длину, на конце которых был закреплен снаряд, отдаленно напоминавший фаустпатрон. Боец должен был, добежав с шестом наперевес до цели, ткнуть в борт танка миной, одновременно подрывая и себя. Но шест оставлял таким камикадзе хотя бы призрачный шанс на спасение.

В 1945 году, когда исход войны уже был предрешен, японское командование не оставило своим солдатам и этого шанса. Теперь смертникам надлежало броситься прямо под танк с рюкзаком на спине, набитом взрывчаткой. В каждой роте существовали отряды обреченных "людей-мин".

Для этих целей была создана, 1-я мотомеханизированная бригада численностью 5 тысяч человек — офицеров и рядовых солдат, которая и была брошена 13-14 августа 1945 года на мудандзянском направлении против красноармейцев генерала Белобородова. Повредив всего 10 советских танков, бригада погибла практически полностью. Последняя же в эту войну атака японских "людей-мин" была предпринята 5 сентября в китайском Пинянчжене, где 150 смертников попытались атаковать советскую комендатуру. Все они погибли, так и не достигнув своей цели (М. Кустов "Смертники против Красной Армии).

Историк и исследователь Ю. Иванов собрал большое количество мемуарных данных об использовании "живых мин". Увы, львиная доля японской армии состояла из пехоты, а достаточно простую и эффективную технологию изготовления и применения ручных гранатометов, которые были на вооружении у союзника Японии — фашистской Германии, японское командование проигнорировало. Приходилось действовать доступными средствами — отсутствием страха смерти, проистекающим из особой религии населения Японии, и жесткими приказами жертвовать собой.