11/07/22

«Машины смерти от шурави»: зачем советские «Кулибины» переделывали в Афгане грузовики и БТРы

Война в Афганистане стала настоящей проверкой на прочность для советской военной техники, военной тактики и подготовки личного состава. Условия горной местности резко контрастировали с «равнинной войной» в Европе, для которой проектировалось большинство видов вооружения. В горах лишь ограниченно можно применять артиллерию из-за сложного рельефа, где много естественных укрытий.

Ставка делается на небольшие мобильные группы, которые в случае обнаружения противника связывают его боем и вызывают подкрепление. Штатная боевая техника показала свою слабую пригодность для новых условий, поэтому в советских частях её совершенствовали, исходя из актуальных задач.

Угол атаки

Часто моджахеды устраивали засады в горных ущельях и атаковали колонны советских войск, находясь выше по склону. Обычной тактикой было подбить первую и последнюю машины в колонне, тем самым заперев пути отступления, и продолжать обстрел по обездвиженным советским силам. Первое, что было отмечено в таких боях, – это недостаточный угол подъёма пушки на бронетранспортёрах и боевых машинах пехоты. Пока командование разрабатывало новые модели БТРов и БМП, в боевых частях решали этот вопрос установкой в кузов грузовиков зенитных установок (ЗУ).

Поскольку авиации у моджахедов не было, зенитные пулемёты применяли для прикрытия колонн техники. Спаренную 23-миллиметровую зенитную установку снимали с платформы, приваривали к ней каркас с защитными бронелистами и размещали в кузове грузовика. Публицист Геннадий Должиков пишет, что на дно кузова укладывали мешки с песком для защиты от подрыва, а борта завешивали бронежилетами. Были также варианты установки зенитных орудий на БТР.

Такое орудие могло вести огонь под очень большим углом вверх по склону и быстро поворачиваться на 360 градусов, меняя сектор обстрела. Кабину грузовика также защищали металлическими пластинами. С той же целью поражения засевшего на высоте противника использовалась зенитная самоходная установка «Шилка», с которой снимали радары и увеличивали боекомплект.

Ещё одним изобретением была установка в кузовах грузовиков и на крышах БТР вертолётных блоков НУРС (неуправляемый ракетный снаряд). Привод системы наведения также брали вертолётный, а вот станину приходилось изготавливать кустарным способом. Колонну на марше обычно прикрывали грузовики обоих типов – с НУРС и ЗУ. Ещё одним вариантом была установка миномёта «Василёк».

Вершиной эволюции стали грузовики «Урал», в кузов которых устанавливали корпуса БРДМ (бронированной разведывательно-дозорной машины), к башне которой приделывали НУРС. Таким образом, огонь можно было вести как из штатного пулемёта БРДМ, так и из ракетной установки. За неимением ракетных блоков и зенитных установок устанавливали автоматические гранатомёты и станковые пулемёты.

Броня

С первых же недель боевых действий стала очевидной недостаточная защищённость БМП, БТР и даже танков. Солдаты сами улучшали бронирование. На крыши БТР приваривали металлические листы. Такие же листы приваривали к днищу для защиты от мин. Также часто на БТР приваривали кронштейны, куда вставляли ящики или мешки с песком.

Впрочем, дополнительные листы металла хоть и спасали от пуль и осколков, слабо помогали против кумулятивных зарядов. Если такой заряд попадал в слабобронированный борт БМП в зону отсека с десантом, погибали все находившиеся внутри. Солдаты даже расшифровывали БМП как «братская могила пехоты» и предпочитали ездить на крыше, укрывшись за мешками с песком.

Андрей Заец в книге «Бронетанковая техника в Афганистане» так описывает попадание кумулятивного снаряда: «В правый борт, чуть выше боеукладки, впилась граната. Внутри машины всё заволокло дымом, граната, прогрызшая в броне дырку с пятак, извергнула внутрь струю расплавленного металла. Под ногами завибрировал пол машины, давлением откинуло верхние люки».

Для защиты от кумулятивных зарядов, которые прожигают броню при столкновении с ней, на БМП и танки наваривали специальные решётки и экраны. Расчёт был на то, что снаряд, столкнувшись с таким экраном, детонирует раньше, чем коснётся брони, кумулятивная струя рассеется и не причинит вреда.

Чтобы повысить толщину бронирования, башни танков оборачивали гусеничными траками. Такие же траки крепили к бортам.