«Могила панцерваффе»: в каком сражении красноармейцы больше всего уничтожили «звериных» танков Гитлера

Начальник Генштаба вермахта Гейнц Гудериан называл эту операцию, именованную немцами «Весенним пробуждением», «Могилой панцерваффе»: в последнем крупном танковом сражении гитлеровцы в течение двух недель марта 1945 года в районе венгерского озера Балатон потеряли почти 300 танков и свыше 200 штурмовых орудий – все 11 танковых дивизий противника были обескровлены.

Трудная оборона

Как писал ведущий научный сотрудник НИИ (военной истории) Военной академии Генштаба ВС РФ, кандидат исторических наук Валерий Абатуров, во многом провал гитлеровской операции «Весеннее пробуждение» был обусловлен своевременным выявлением планов противника по рассечению и уничтожению 3-го Украинского фронта.

Силы немцев и венгров, сосредоточенные к началу марта 1942 года в районе озера Балатон, насчитывали 35 дивизий, включая 11 танковых – около полумиллиона военнослужащих (им противостояли 400 тысяч красноармейцев и воинов болгарской и югославской армий), свыше 800 танков и штурмовых орудий (в том числе средних и тяжелых «Тигр II» и «Пантера» армий СС) – более чем в 2 раза больше, чем в РККА, а также порядка 6 тысяч орудий и минометов. Советские ВВС на этом участке насчитывали 700 самолетов, у немцев их было на 150 единиц больше.

Последнее крупное оборонительное сражение Красной Армии в Великой Отечественной войне длилось 9 дней. В первые же дни наступления, начиная с 6 марта, гитлеровцам на отдельных участках удалось продвинуться вглубь советской обороны на несколько километров. Однако, по данным, приводимым Валерием Абатуровым, только за 6 и 7 марта обороняющимся удалось уничтожить порядка 4 тысяч немцев и венгров группы армий «Юг» и вывести из строя почти сотню гитлеровских танков и штурмовых орудий. На четвертый день боев количество уничтоженных гитлеровцев увеличилось вдвое, а подбитой тяжелой техники – в 2,5 раза. К 11 марта немцы потеряли уже более половины свое живой силы и техники, а 15 марта операцию «Весеннее пробуждение» было решено прекратить.

Танковое наступление в районе Балатона, по мнению начальника Генштаба вермахта Гейнца Гудериана, провалилось не только из-за упорного сопротивления советских войск и надежности созданной ими оборонительной системы – у немцев не имелось достаточных резервов для развития первоначального успеха. Вдобавок к неблагоприятным факторам добавилась распутица, мешавшая продвижению «Тигров» и «Пантер».

Скрытые угрозы

Военный историк и публицист Дмитрий Хазанов, отмечая особенности оборонительных боев советских войск у озера Балатон, упоминал и об особых приемах, используемых красноармейцами для отражения танковых атак и уничтожения живой силы противника.

В частности, «Тигры» и «Пантеры» заманивали в своеобразные ловушки – танки стремились обойти с флангов специально выставленные для приманки орудийные расчеты, и когда это случалось, в тонкие борта «панцерваффе» била советская артиллерия, находившаяся в засаде. Мобильные группы саперов выезжали на участки возможного наступления гитлеровцев и буквально за минуты до начала атаки минировали территорию.

Советская разведка еще до начала Балатонской операции доложила, что немцы будут использовать на танках и бронетранспортерах приборы ночного видения, которых на вооружении РККА тогда еще не было. В оборонительных боях особый упор был сделан на использование артиллерии и САУ, и позиции для орудий выбирались в том числе с учетом частых ночных атак, предпринимаемых эсэсовцами – боевые ячейки оборудовались таким образом, чтобы командир вражеской бронемашины, единственный из экипажа, имевший доступ к прибору ночного видения, не смог бы дать своему наводчику четкий ориентир для стрельбы. Кроме того, за несколько месяцев до сражения у озера Балатон советские артиллеристы уже наработали навыки ночной стрельбы, они активно использовали осветительные ракеты на парашютах, зенитные прожекторы. Бойцы жгли костры, а также поджигали венгерские дома и хозяйские постройки для улучшения ночной видимости.

… Помимо огромного количества бронетехники и свыше 200 самолетов, гитлеровцы потеряли за эти мартовские дни 1945 года более 27 тысяч военнослужащих. В итоге сильно измотав части вермахта и их союзников, Красная Армия получила возможность провести успешное наступление на Вену.