02/11/18

На какие деньги жила РПЦ во времена советской власти

После прихода к власти большевиков Русская православная церковь была отделена от государства и лишена финансирования. Тем не менее, на протяжении почти 70 лет советского строя РПЦ находила ресурсы для выживания. На какие деньги существовала церковь?

За счет верующих

В начале XX века Русская православная церковь представляла собой государственную структуру и управлялась Святейшим синодом. На нужды духовенства он ежегодно выделял семь миллионов рублей, еще 18 отпускало государственное казначейство.

Кроме того, церковь получала пожертвования от прихожан, торговала на ярмарках, имела доходы от недвижимого имущества: земельных участков, лесов, доходных домов и ремесленных лавок.

С приходом советской власти всякое государственное финансирование РПЦ было отменено, церковь начали лишать принадлежащего ей имущества, а значит, многомиллионных доходов. Духовенство стало жить за счет пожертвований, а также продажи церковных предметов, прежде всего, свечей.

Кроме того, РПЦ получала доход от совершения треб: крещения, венчания, обрядов отпевания, погребения, освящения дома, колодца или садового участка. Население, продолжавшее в своей массе быть глубоко религиозным, по-прежнему охотно несло деньги в храмы.

Из-за нехватки средств распространилась практика "тарелочного сбора". Во время богослужения помогавшие при храме женщины ходили с тарелками и просили прихожан помочь деньгами.

Оттепель

В 1943 году в СССР было восстановлено патриаршество, тогда же появился Совет по делам РПЦ, который координировал взаимоотношения церкви и государства. Кроме того, было разработано Положение об управлении Русской православной церковью, определившее источники доходов духовенства.

Пункт 43 Положения гласил, что "церковные суммы" составляют пожертвования верующих при "тарелочном сборе" и на нужды храма в целом, а также доходы от продажи свечей и прочих предметов. Все полученные суммы должны были передаваться на счет прихода в сберкассу, а выдаваться обратно — по чекам с подписью настоятеля.

Хрущевское "обогащение"

Ослабление гонений при Иосифе Сталине привело к постепенному увеличению доходов церкви. Самые большие доходы она получала от продажи свечей.

Так, в 1958 году зампред Совета по делам РПЦ Павел Чередняк докладывал, что в 1956 году одна лишь Московская епархия заработала на свечах 88 миллионов рублей, что составляло 70% ее дохода, а общий заработок перевалил за 100 миллионов.

В таких условиях производство свечей в мастерских РПЦ продолжало увеличиваться. В Минфине СССР отмечали, что в 1953 году 15 фабрик РПЦ произвели 400 тонн свечей, а в 1957 году - почти 850.

При этом мастерские сознательно занижали отпускную цену, что давало приходам возможность платить за свечи меньше, а зарабатывать на их продаже прихожанам столько же. Это привело к снижению налоговых поступлений от церковных фабрик на 700 тысяч рублей с 1953 по 1957 годы. В итоге правительство Хрущева решило повысить фискальную нагрузку для мастерских почти в 10 раз.

Тем не менее, доходы некоторых епархий росли от совершаемых треб. Несмотря на усиливающуюся антицерковную пропаганду, уровень религиозности общества в начале 1960-х годов возрос.

Так, историк Ю. Гераськин отмечал, что доход одной лишь Рязанской епархии от совершения треб вырос с 89 тысяч в 1961 году до 269 тысяч в 1963. Рос и среднегодовой валовой доход епархии: в 1963 году он превысил 1,5 миллиона рублей. Помимо доходов от обрядов, значительные суммы приносили пожертвования.

На зарплате

Подобная ситуация строителей "светлого коммунистического будущего" не вдохновляла. Хрущев обещал искоренить религию в СССР к 1980 году. Сделать это без взятия церковных доходов под контроль было невозможно.

В 1961 году последовал новый удар: за совершение треб священники не могли как раньше положить деньги в карман. Теперь батюшка должен был обязательно выписывать квитанции за свои услуги, а затем отчитываться по ним перед компетентными органами. В случае несовпадений он мог быть обложен дополнительным налогом.

Полученные таким образом деньги перечислялись в церковную кассу. Частично государство забирало их себе, остальные средства направлялись на выплаты духовенству.

В итоге, по данным церковного историка Алексея Марченко, доходы священнослужителей  сократились в 6-7 раз. Выпускник Ленинградской духовной семинарии и академии Стенько сокрушался, что будет получать на руки не более 130 рублей.

Ситуация изменилась лишь в эпоху перестройки. Русской православной церкви начали возвращать храмы и недвижимое имущество, а отправление религиозных культов больше не преследовалось.