«Наркомовские 100 грамм»: какими они были у немцев

Судя по мемуарам ветеранов вермахта и кригсмарине, снабжение алкоголем в гитлеровской армии и ВМФ было налажено лучше, чем в РККА – немцы на фронте пили вдоволь и выбор спиртного был большим.

Что и по сколько пили в пехоте…

Советские газеты «Красная звезда», «Правда» и другие в военное время публиковали множество заметок о пьяных зверствах гитлеровцев на оккупированных территориях. Однако в современном Рунете нет ни документов гитлеровского командования, касающихся норм выдачи солдатам и офицерам вермахта спиртного, ни ссылок на их тексты (приказы Наркомата обороны СССР на этот счет давно опубликованы). Соответствующие «разнарядки» определенно существовали – немецкий ordnung («порядок») не позволял отпускать подобные напитки ненормированно.

Отечественные публицисты и историки приводят цитаты из ряда мемуаров выживших гитлеровцев (или писем, найденных у погибших), где описывается выдача и распределение алкогольного «довольствия».

В книге Константина Сомова «Война: ускоренная жизнь» есть ссылка на мемуары Ги Сайера (Мумину), француза, волею судеб оказавшегося на службе в вермахте и воевавшего с 1943 по 1945 годы на Восточном фронте. Ему, новичку, только что прибывшему на передовую, раненый в живот пехотинец сказал, что водка, шнапс и ликер тут в немереном количестве, и он, раненый, пьет уже третий день для притупления боли.

Сразу несколько российских авторов приводят в своих книгах последнее письмо домой рядового Генриха Янзена (он был убит в июле 1941 года). Среди прочих подробностей Янзен указывает и норму спиртного, выдаваемого на передовой: «бутылочка водки на троих». Судя по другим сведениям, эти нормы не были «железными» в разное время войны – по словам плененного в 1942 году ефрейтора Едвента Кнеля, на 3 дня им выдавали бутылку водки на семерых. А по воспоминаниям австрийца Армина Шейдербауера, в 1943 году алкогольный паек в его подразделении и вовсе стал воскресным и представлял собой чисто символическую стопку шнапса.

Между тем, количество спиртного, выдаваемого пехоте вермахта, резко возрастало перед наступлением – бывший немецкий пехотинец Бенно Цизер, воевавший под Сталинградом, писал, что за несколько часов перед наступлением им выдали по бутылке 40-градусного шнапса на человека. Пулеметчик Николай Дегтярев привел пример из своей военной биографии, когда весной 1944 года при освобождении Бреста он уничтожил порядка 200 гитлеровцев – они в тот день девятью «волнами», одна за другой, шли в атаки, невзирая на шквальный огонь противника: были в стельку пьяные.

Константин Сомов в своей книге приводит воспоминания фронтовиков, которые говорили, что после удачных атак обнаруживали на вражеских позициях огромное количество алкоголя – французские вина, собственно шнапс, другое спиртное…

Не гнушались гитлеровские пехотинцы и трофейной выпивкой, в частности, крымским вином, которое как вспоминал рядовой Готтлиб Бидерман, «пили без помех» (то есть, в неограниченном количестве). Бидерман писал, что его сослуживцы гнали и самогон из ревеня и картофеля.

О том, что строгих норм потребления спиртного в вермахте зачастую не придерживались, упоминал вышеназванный Армин Шейдербауер. Бывший обер-лейтенант писал в своих мемуарах, как по пути из Франции в Россию солдаты его части простреливали цистерну с вином и «присасывались» к ней котелками, кто как сумеет. Ветеран Великой Отечественной Максим Коробейников вспоминал случай, когда однажды вусмерть пьяный немецкий солдат-телефонист (гитлеровцы отмечали день рождения своего командира), посланный проверить связь, перепутал блиндажи и пришел к русским.

… и на флоте

Российский публицист Петр Бологов, много пишущий на исторические темы, в одном из своих материалов приводит данные о том, как затаривался пивом гитлеровский линкор «Бисмарк» перед своим первым и единственным во Второй мировой войне боевым выходом (май 1941 года; через три дня после боя в Датском проливе британцы его потопили): взял на борт 50 тысяч литров ячменного напитка в бочках. Поллитровая кружка пива в корабельном буфете «Бисмарка» продавалась за 30 пфеннигов.

Помимо пива гитлеровские моряки употребляли в боевых походах вина и крепкие напитки, доставляемые вместе с продовольствием и боеприпасами судами снабжения. Однако, отмечают историки, именно из-за дележа пива зачастую между снабженцами и командованием линкоров и крейсеров возникали конфликты. Среди алкогольного рациона подводников кригсмарине преобладал ром. Данных о нормах выдачи алкоголя гитлеровским морякам российские авторы не приводят.