30/11/20

Навал «Дона»: что стало с украинскими моряками, которые пытались незаконно пройти через Керченский пролив

25 ноября 2018 года три корабля военно-морских сил Украины попытались незаконно пересечь российскую границу в Керченском проливе. Они были остановлены силой, взяты под стражу, а все члены экипажей – арестованы. Что случилось с моряками потом?

Задержание

После распада СССР Россия и Украина предприняли несколько попыток регламентировать правовой статус Керченского пролива. По самым первым договорённостям всем судам двух государств, как гражданским, так и военным, разрешалось свободно плавать в его водах. Затем Москва и Киев заключили временное положение о порядке прохода, согласно которому с 2007 года кораблям, следующим через акваторию, предписывалось запрашивать разрешение у Керченского порта. Этот порядок продолжает действовать до сих пор, но с одной оговоркой: после воссоединения Крыма с Россией в 2014 году воды перешли под полный контроль Москвы.

Де-факто порт в Керчи стал российским, и украинские власти оказались в неудобном положении: Киев отказывается признать потерю Крыма, но, чтобы пройти через пролив, вынужден запрашивать разрешение в «закрытой» гавани. Такая ситуация, очевидно, раздражала Украину и в итоге привела к обострению в Азово-Керченской акватории.

Предпринятая два года назад попытка малых бронированных кораблей ВМСУ «Бердянск» и «Никополь», а также рейдового буксира «Яны Капу» напрямую пройти из Одессы в Мариуполь стала его центральным эпизодом. До этого момента стороны избегали прямых столкновений и тем более применения оружия. Например, за полгода до инцидента в Керченском проливе украинские пограничники задержали рыболовецкое судно «Норд», шедшее под российским флагом, а Россия ответила на это усилением досмотра судов в регионе. Но обе страны находили с виду логичные объяснения своих действий, будь то борьба с браконьерами или якобы нарушителями пересечения крымской границы.

Всё изменилось 25 ноября. Украинские власти, пойдя на принцип, отправили корабли через Керченский пролив по спорному маршруту; российские пограничники, зафиксировав попытку незаконного вторжения, применили необходимые меры воздействия.

Береговая охрана перехватила и почти на восемь часов заблокировала катера и буксир на подходе к судоходному каналу. В этот момент досталось буксиру «Яны Капу», на которого сторожевой корабль «Дон» совершил два навала. Поняв, что пройти через пролив не получится, украинские моряки приняли решение прорываться на выход из пролива в направлении Одессы. Российские корабли были вынуждены начать преследование. При этом пришлось открыть огонь — сначала сделать предупредительные выстрелы, а затем и стрелять на поражение. Лишь после этого удалось задержать нарушителей.

Освобождение

Арестованные суда на следующий день отконвоировали в Керчь. В город доставили и членов экипажа кораблей – 22 моряка ВМСУ и двух сотрудников военной контрразведки Службы безопасности. Раненых, от трёх до шести человек, сразу направили на лечение в первую Керченскую городскую больницу.

Правда, в Крыму украинцы пробыли недолго. 27 ноября суд постановил арестовать моряков по делу о незаконном пересечении границы, а 30 ноября их этапировали в Москву. 21 человека разместили в следственном изоляторе «Лефортово», ещё троих раненых – в больнице изолятора «Матросская Тишина».

Содержали их в двухместных камерах, совсем недавно отремонтированных. В помещении был свой душ и плазменный телевизор. Задержанным также разрешалось свободно выходить во внутренний двор, а чтобы прогулки были комфортными, им выдали тёплую одежду.

В России украинским военнослужащим грозило до шести лет тюрьмы. В том, что в случае суда моряки получат реальный срок, сомнений не было: у Следственного управления ФСБ было достаточно улик, чтобы уже в июле 2019 года предъявить окончательное обвинение всем задержанным.

Вместе с тем Москве пришлось столкнуться с резко негативной реакцией на инцидент не только Украины, но и международного сообщества. Действия береговой охраны раскритиковали государства-члены Совбеза ООН, страны Евросоюза, НАТО. 17 декабря 2018-го Генассамблея ООН осудила «неоправданное применение силы Россией против Украины», а 24 января следующего года Парламентская ассамблея Совета Европы приняла резолюцию, в которой призвала освободить украинских военнослужащих.

С требованием прекратить преследование экипажа и передать обратно корабли Украина 16 апреля 2019 года обратилась в Международный трибунал по морскому праву. Чуть более чем через месяц суд также призвал отпустить моряков и суда в качестве меры временного урегулирования.

Россия при этом отказалась участвовать в слушаниях, но в целом была готова обсуждать возможность освобождения задержанных. 25 июня министерство иностранных дел страны передало в трибунал варианты, как украинская сторона может способствовать освобождению моряков в рамках российского уголовно-процессуального законодательства.

Реакция Киева на предложения последовала неоднозначная. Павел Климкин, бывший тогда главой МИД Украины, отказался обсуждать идеи Москвы, заявив, что таким образом она пытается вынудить Киев признать уголовное преследование военнослужащих и присоединение Крыма. Однако новоизбранный президент Украины Владимир Зеленский, ранее заявлявший, что освобождение моряков будет его «задачей номер один, кроме Минских договорённостей», публично осудил отказ министра.

Уже в августе СМИ сообщили, что Москва и Киев достигли принципиального согласия об обмене удерживаемыми лицами. 7 сентября 2019 года все 24 задержанных в Керченском проливе украинских военнослужащих вернулись на родину. А 17 ноября были возвращены и корабли.

Возвращение

На Украине моряков, у которых силами местных СМИ и властей уже сформировался образ мучеников, естественно, встретили как национальных героев. Сразу по возвращении командующий ВМСУ адмирал Игорь Воронченко вручил военнослужащим награды и присвоил очередные воинские звания.

Как пишет «Новое время», все они получили статус участников боевых действий и соответствующие социальные гарантии. Большинство моряков продолжили службу в военно-морских силах, как и задержанные офицеры СБУ Андрей Драч и Василий Сорока.

Так, экипаж буксира «Яны Капу» вернулся на службу в полном составе. Капитан корабля Олег Мельничук вместе со своей командой 5 июля 2020 года принял участие в торжествах по случаю Дня Военно-морских сил Украины.

Из семи человек, находившихся на катере «Никополь» в момент задержания службу в море продолжили трое: капитан Богдан Небылица, а также матросы Андрей Опрыско и Сергей Цыбизов. Роман Мокряк, капитан «Бердянска», также вернулся в ВМС, но в открытое море не выходит из-за состояния здоровья. В июле 2020 года он рассказал в интервью «Суспільному», что после возвращения занимается ремонтом навигационного оборудования военных кораблей.

Некоторые моряки продолжили учебу, многие создали семьи. Свадьбы сыграли Владимир Варимез (связист на «Яны Капу»), Андрей Артеменко (матрос «Бердянска»), Виктор Беспальченко (матрос «Яны Капу»), формально расписывавшийся ещё в московском СИЗО Лефортово. Бракосочетание самого юного из задержанных моряков Андрея Эйдера (матроса «Бердянска») показали в новогоднюю ночь в прямом эфире на телеканале «1+1».

Тяжелее всех, пожалуй, пришлось командиру всей группы кораблей капитану второго ранга ВМС Украины Денису Гриценко. После освобождения 36-летний моряк прошёл полное медицинское обследование, в ходе которого у него обнаружили злокачественную опухоль. Через месяц после возвращения на Украину его прооперировали, медикам удалось сохранить моряку почку.

Однако в целом в последующие годы Киев больше занимало возвращение «пропавших» с задержанных кораблей унитазов и получение компенсаций, чем судьба моряков. В мае 2020 года Украина подала меморандум в международный арбитраж с целью получить от России возмещение ущерба из-за инцидента в Керченском проливе.

Как уточнил заместитель главы МИД Евгений Енин, в иске говорится о компенсации за повреждения, которые были причинены кораблям, и потери, «которые понесла украинская сторона из-за того, что некоторое время не могла использовать три корабля». Кроме того, по словам дипломата, значительной частью требований является «обоснование компенсации материального и морального вреда украинским морякам, которые незаконно удерживались на территории Российской Федерации в течение девяти месяцев». Чиновник добавил, что заявленная сумма возмещения составляет несколько миллионов долларов, однако точную цифру не назвал.

Но даже начало рассмотрения иска — перспектива неблизкого будущего. А окончательное решение, по признанию Енина, может быть вынесено примерно в 2023 году.

Зато уже сейчас можно точно сказать, что украинским морякам, которые участвовали в инциденте в Керченском проливе, лучше избегать посещения России. Несмотря на обмен, дело против них прекращено не было — в ФСБ лишь приостановили следственные действия по нему на неограниченный срок в связи с отсутствием возможности обеспечить участие подозреваемых.