19/09/25

«Наволочки затылком стирает»: про каких девушек так говорил на Руси 

Вопреки сложившимся стереотипам, русская деревня XIX века, с ее укладом, традициями и нравами, была далека от идеалистических представлений о строгой морали. Внешне патриархальная и консервативная, она в действительности скрывала массу нюансов, касающихся женского поведения и интимной жизни. 

Согласно исследованиям этнографов, профессиональной проституции в русской деревне практически не существовало. Однако это вовсе не означает, что женщины не позволяли себе «вольностей». Причин для такого поведения на самом деле было немало. 

Тоска «солдатки»

Одной из самых распространенных категорий женщин, которых могли назвать «падшими», были солдатки. Девушек в деревнях часто выдавали замуж в возрасте 14–18 лет, и многие из них попросту не успевали насладиться семейным счастьем до того, как их мужей забирали на военную службу. В XIX веке срок рекрутской повинности составлял 20 лет. А порой солдаты и вовсе не возвращались домой. Молодые женщины, оставшиеся в одиночестве, зачастую искали утешение в объятиях других мужчин.

Впрочем, многие относились к такому поведению снисходительно. Так, например, в Ярославской губернии бытовала поговорка: «Коли бы не женился до солдатчины, то и не вынудил бы бабу блудить». Более того, в некоторых регионах, например, в Воронежской губернии, даже дети, рожденные от таких связей, считались законными и имели равные права с детьми от законного мужа. 

Бессилие мужа

Еще одной причиной, по которой женщина могла «пойти налево», было бессилие супруга. Мужчины, страдающие от «неистоихи» (импотенции), не только не могли выполнять супружеские обязанности, но и не вызывали жалости у своих жен. В деревнях бытовало мнение: «Что же с больным-то лежать? Только себя мучить!» Таким образом, измены в подобных ситуациях также, если и не оправдывались, то и особенно не осуждались.  

Барская «милость»

Особую роль в судьбе «падших» крестьянок нередко играли помещики. Молодые девушки, работавшие в усадьбах, часто становились жертвами разврата. Отказаться от домогательств барина было невозможно – его власть была практически абсолютной. В некоторых деревнях помещики даже устанавливали своеобразные «традиции», требуя доставлять им лучших девушек при каждом визите. Например, в одной из деревень Ярославской губернии барин, приезжая на охоту, непременно выбирал себе «временную подругу» из числа местных крестьянок. Это приводило к тому, что в прилегающих к усадьбе селениях рождалось вдвое больше незаконнорожденных детей. 

Как отмечает антрополог Наталья Пушкарева, крестьяне относились к этому равнодушно: «На то он и барин: кого хочет – того и любит». Женщины же воспринимали это как неизбежность, а некоторые даже видели в этом возможность улучшить свое материальное и социальное положение. 

Экономическая целесообразность

Крестьянки, особенно те, кто помоложе и побойчее, нередко не брезговали и «случайным» заработком. Например, продав урожай на ярмарке, они могли подзаработать, предлагая свои услуги в ближайшем трактире — народу собиралось много и желающих из других деревень или городов хватало. Такой поступок зачастую грехом не считался, находя свое экономическое оправдание, ведь он позволял вернуться домой с двойным доходом. В Вологодской губернии, например, леса, прилегающие к крупным ярмарочным деревням, нередко становились местом для таких «утех».  

Городская жизнь и «простота нравов»

С переездом в города многие крестьянки, уставшие от тяжелой работы на земле, искали более легкого заработка. Ведь и жить хотелось уже «по-городскому». Некоторые из них становились горничными или фабричными работницами, но часть предпочитала более простые пути. Причем, как отмечал русский публицист Александр Энгельгардт, деревенские женщины часто отличались «простотой нравов». За «какой-нибудь платок» они могли согласиться на связь с мужчиной. Таких назвали «срамными девками», и про них говорили: «наволочки затылком стирает». В понимании городских «продажных дам» такой подход выходили за рамки приличий, но для многих это был чуть ли не единственный способ выживания. 

По статистике, к концу XIX века около 40% женщин, занимавшихся проституцией в Петербурге, были выходцами из деревень. А всего за несколько десятилетий эта цифра выросла до 70%. Впрочем, причины такого явления кроются не только в экономической нужде, но и в отсутствии социальных лифтов для женщин. Проституция нередко воспринималась как единственный способ улучшить свое материальное положение и обзавестись полезными связями.