11/04/25

Не жизнь, а сценарий для голливудской драмы: за что архиепископа Луку уважал даже Сталин

В начале мая 1877 года на свет появился будущий выдающийся учёный, хирург, профессор медицины и богослов, мыслитель и бесстрашный исповедник, автор 55 научных трудов и 12 томов проповедей Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, позже получивший известность как архиепископ Лука. Внушительный послужной список и уникальные способности этого человека не оставили равнодушным даже Иосифа Сталина.

Врач – это призвание

Валентин Феликсович родился в обедневшей дворянской семье в Керчи, а гимназию и художественную школу окончил в Киеве. Юноша чувствовал склонность к живописи, но всё же сделал выбор в пользу медицинского факультета, так как был уверен – должен помогать людям.

После окончания университета он служил в госпитале Киевского Красного Креста, во время Русско-японской войны заведовал его хирургическим отделением в Чите, делая крупные операции на костях, суставах и черепе. Помогала ему сестра милосердия Анна Васильевна Ланская, которая и стала спутницей молодого и перспективного хирурга. В браке у них родилось четверо детей.

Вскоре семья переехала в Симбирскую губернию, где Валентин Феликсович стал земским врачом. Помимо него в больнице в Ардатове работал ещё лишь фельдшер, поэтому порой приходилось трудиться по 14-16 часов в сутки. Через некоторое время врача перевели в Курскую губернию, но за помощью к нему обращались и жители соседней Орловской.

Осенью 1908 года Валентин Феликсович поступил в экстернатуру при Московской хирургической клинике профессора Дьяконова, где провёл колоссальную исследовательскую работу. Он первым в мире разработал подходы спинно-мозговой анестезии, позволяющей обезболить отдельный участок тела без общего наркоза.

Спустя семь лет в Петрограде вышла книга «Регионарная анестезия», в которой Войно-Ясенецкий описывал новую методику местной анестезии, прерывающей проводимость передающих боль нервов. Иллюстрации в ней были авторскими. В 1916 году данная работа легла в основу диссертации. Валентин Феликсович успешно её защитил и стал доктором медицины.

В 1917 году семье пришлось переехать в Ташкент, так как у супруги Анны открылся туберкулёз. Там Валентин возглавил большую городскую больницу.

Ссылка за ссылкой

На данном посту Войно-Ясенецкий проработал всего два года. В октябре 1919 года его арестовали по доносу об укрывательстве тяжело раненного. Врача, конечно, за выдающиеся заслуги, отпустили, но переживания сказались на здоровье супруги. Она скончалась, оставив Валентина одного с четырьмя детьми, старшему из которых было 12, а младшему 6 лет.

В это же время Валентин Феликсович решил связать свою дальнейшую жизнь с религией (и это в период, когда Церковь подвергалась гонениям!). В 1921 года врач был рукоположен в иерея, а в мае 1923 года ссыльный епископ Андрей Уфимский тайно постриг Войно-Ясенецкого в монахи с именем Луки. Спустя пару месяцев его арестовали сотрудники ГПУ. Доктора обвиняли в связях с оренбургскими казаками и в шпионаже в пользу англичан. Луку отправили в ссылку в Сибирь, где он трудился в больнице. Ссыльный не только лечил больных, но и благословлял их, усердно молился перед каждой операцией, что не нравилось надзирателям. За такое поведение священника отправили ещё дальше – к берегам Ледовитого океана.

В 1926 году Лука вернулся в Ташкент, где жил четыре года – до второй ссылки. На этот раз за активную религиозную деятельность Войно-Ясенецкого отправили в Архангельск.

После возвращения Лука получил место врача в районной больнице небольшого городка Андижан. Там он оперировал, читал лекции, руководил отделением Института неотложной помощи и написал «Очерки гнойной хирургии» – настольную книгу для нескольких поколений хирургов.

В 1937 году последовало очередное обвинение. Святителя заподозрили в шпионаже в пользу иностранной разведки и отправили на пять лет в Красноярский край.

Всё для фронта

В годы Великой Отечественной войны ссыльный священник стал главным хирургом эвакогоспиталя. В это непростое время он делал по четыре-пять операций в день.
В 1942 году Лука получил представление Патриархии без отрыва от хирургии возглавить Красноярскую кафедру, а в 1944 году в связи с переездом он оказался во главе Тамбовской епархии.

Его вклад в победу над фашизмом трудно переоценить. Лука не только делал операции и помогал нуждающимся залечивать душевные раны. Он организовал сбор средств на строительство танковой колонны имени Дмитрия Донского и авиаэскадрильи имени Александра Невского. За неполные два года при его участии на нужды фронта было перечислено около миллиона рублей.

Деятельность священника не осталась незамеченной советской властью, а с его биографией ознакомился лично Иосиф Сталин. Как бывший семинарист, не понаслышке знакомый с традицией христианской культуры, он не мог не оценить самоотверженное подвижничество Луки. Ему была присвоена Сталинская премия I степени за медицинские исследования. 200 тысяч рублей денежного бонуса, идущего в комплекте с этой премией, лауреат передал детским домам.

Такое официальное признание со стороны властей своеобразной "индульгенцией" и одновременно охранной грамотой для священника. Гонения прекратились. После войны Лука стал Архиепископом Симферопольским и Крымским. Под руководством владыки епархия стала восстанавливаться. В 1958 году святитель ослеп, но всё равно продолжал архиерейскую службу. В 1961 году Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий скончался.

22 ноября 1995 года архиепископа Симферопольского и Крымского Луку причислили к лику местночтимых святых. В настоящее время его мощи покоятся в Свято-Троицком женском монастыре.