11/03/19

«Нептун»: что стало с первой советской туристической подлодкой

Казалось бы, подводный туризм – отрасль, невозможная в СССР уже по географическим причинам. В Чёрном море, наиболее популярном у отдыхающих, вода мутная, а придонная фауна небогата. Но в 1990 году в Советском Союзе всё же построили мини-субмарину для туристических экскурсий на глубинах до 40 метров. Хотя по техническим характеристикам судно превосходило зарубежные экскурсионные подводные лодки своего времени, его постигла незавидная участь.

Постройка

Подводный аппарат, предназначенный для погружения туристов на дно, был разработан в конструкторском бюро «Рубин» по заказу внешнеторговой фирмы «Экспортпроект «Нептун». Проект 19730 назывался «Ихтиандр», а сама миниатюрная подлодка, сошедшая со стапелей верфи в Северодвинске, получила имя «Нептун» - в честь римского бога морей.

Как указано в статье специалистов «Севмашвтуза», корпус субмарины изготовили из легированной стали толщиной в палец. «Нептун» имел в длину 28,35 м, а в ширину 4,2 м.. Внешне экскурсионная подлодка выглядела довольно примечательно – она была выкрашена в жёлтый цвет (возможно, под влиянием песни группы «Битлз» Yellow Submarine). Обзор подводного мира обеспечивался большим количеством иллюминаторов диаметром 64 см – по 11 штук с каждой стороны. Аппарат был способен принять на борт разом 44 пассажира. Обслуживали его два взаимозаменяемых экипажа, каждый из которых состоял из трёх человек – капитана, механика, а также гида-экскурсовода, который должен был рассказывать туристам о подводных достопримечательностях.

Совершать погружения разрешалось только при волнении на море до 2 баллов и при температуре воздуха над поверхностью от 0 до 35 градусов по Цельсию. Плавать «Нептун» мог исключительно в хорошо обследованных районах, где не было опасностей. Ходовые испытания подводная лодка прошла в районе Соловецких островов в 1991 году.

Судьба «Нептуна»

«Нептун» так и остался единственным детищем проекта 19730, хотя изначально планировалась выпустить серию из 3 туристических субмарин. Строительство аппарата обошлось в сумму, эквивалентную 3,5 млн долларов, и эти деньги заказчик планировал «отбить» за счёт интенсивной эксплуатации. Отечественные воды для этих целей оказались неподходящими, поэтому, скооперировавшись с итальянской компанией Cortina, в конце 1992 года русские доставили «Нептун» на остров Антигуа в Карибском море. Здесь, по одной версии, российский экипаж возил туристов 3 года, совершая до 6-7 рейсов в день. По другой, субмарина так и не была допущена к официальной работе из-за проблем с местной службой береговой охраны.

Морские спасатели не посчитали безопасными используемые в русской подлодке механизмы. К этому, по некоторым сведениям, могли приложить руку конкуренты туристического комплекса Cortina – американская компания Atlantis. Все же несколько погружений на свой страх и риск экипаж на Антигуа всё же предпринял.
«Это была, может быть, коммерческая ошибка. Но технически это была далеко не ошибка. Для 1992 года пульт управления этой подводной лодки на базе полупроводниковых вычислительных машин – это была инновация», - рассказывал в интервью капитан «Нептуна» Валерий Тюрев.

В 1996 году туристическую подлодку вернули в Северодвинск на ремонт, после чего уникальный аппарат остался стоять в порту «Чайка», покрываясь ржавчиной. Местные предприниматели купили его по цене металлолома за 2,5 миллиона рублей, зачем последовало еще несколько сделок, в т.ч. мошеннического характера. Следующий владелец запланировал вывезти «Нептун» в Москву, чтобы устроить из него кафе, и с этой целью начал реставрировать подлодку. Валерий Тюрев же в 2014 году обратился к жителям Северодвинска с предложением выкупить «Нептун», чтобы устроить в нём музей подводного флота. Местные СМИ согласились с тем, что жёлтая субмарина могла бы сделаться достопримечательностью города моряков и корабелов.
Своего рода «наследником» «Нептуна» стал экскурсионный аппарат «Садко», разработанный «Рубином» в 1997 году специально для тропических широт (он эксплуатировался на Кипре и на острове Сент-Люсия).